Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

Причины отсутствия интереса к учебе

Начнем с того, что все дети разные, и причины их полного безразличия к процессу получения новых знаний тоже различаются. Если объединить наиболее распространенные из них в группы, то можно получить следующую классификацию:

  • Сложности в учебе. Это очень банальная, но весьма распространенная причина. Бывает так, что ребенку действительно очень сложно учиться. Возможно, он болел и много пропустил, либо у него есть сложности с концентрацией внимания, памятью, чтением, другими видами активности и когнитивными процессами. А когда ребенку сложно, непонятно, тревожно – он, защищаясь, отгораживается от учебы.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками. Посещение школы связано не только с получением новых знаний и проверкой качества усвоения информации, но и со множеством социальных взаимодействий. Если у ребенка возникли какие-то проблемы со взаимоотношениями внутри коллектива, если ему некомфортно, то этот дискомфорт ассоциируется у него с процессом обучения в целом. И, опять же, у него возникает естественное желание от этого дистанцироваться.
  • Проблемы в отношениях с учителями. Несмотря на то, что профессия педагогов в современном обществе не так уважаема, как раньше, они все же имеют для школьника определенный авторитет. Если какой-то учитель откровенно невзлюбил вашего ребенка и не стесняется это показывать, такая ситуация тоже может спровоцировать отвращение к учебе.
  • Высокий уровень подготовки. Некоторые дети развиты не по годам: много читают, очень быстро улавливают и усваивают информацию. Им может быть просто скучно в рамках стандартной общеобразовательной программы, рассчитанной на среднестатистического ребенка. То же относится к случаям, когда школьник по каким-то причинам остался на второй год.
  • Недостаток или переизбыток внимания родителей. Обе крайности мешают по-своему. Если родители сильно контролируют процесс образования ребенка, во всем ему помогают, он перестает чувствовать себя первооткрывателем, учеба перестает быть чем-то, что удовлетворяет его любопытство. Если же родители не уделяют ему должного внимания, не хвалят за успехи в школе, то он может просто не видеть смысла в том, чтобы этих успехов достигать.
  • Смена ценностей. Все люди проходят определенные стадии психоэмоционального развития, когда их мировосприятие, ценности, авторитеты меняются. В подростковом возрасте наибольшее значение для ребенка имеет авторитет среди сверстников, то есть интеграция в социум. На этом этапе даже те дети, что раньше учились охотно, могут перестать проявлять интерес к учебе. Это может быть, например, частью нонконформистского бунта.
  • Проблемы со здоровьем. Если ребенок вял, апатичен, часто жалуется на головные боли, болезненные ощущения в других частях тела, головокружения и другие атрибуты плохого самочувствия – стоит показать его врачу. Дело может быть не столько в учебе, сколько в том, что у школьника в принципе нет сил серьезно заниматься чем бы то ни было. То же касается серьезных стрессовых ситуаций.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление — процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно

Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре

А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя — это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется «выдержка», он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Главное условие успешной учебы

Любой ребенок испытывает желание развиваться и познавать новое только при одном условии: когда чувствует свою защищенность и безопасность — физическую и психологическую.

Ребенок сам еще не способен ее себе создавать — это могут сделать только взрослые. Чувство защищенности и безопасности ребенка складывается из таких компонентов:

  1. Ребенок не должен подвергаться физическому насилию и психологическому давлению (унижению, травле и т. д.).
  2. Большое значение имеет психологическое состояние мамы, с которой ребенок вплоть до полового созревания связан незримой психологической «пуповиной». Ее состояния очень влияют на то, как чувствует себя ребенок. Когда мама в депрессии или страхе, раздражена или обижена — ребенок утрачивает чувство защищенности и безопасности.
  3. Методы воспитания и обучения должны строиться с учетом психологических свойств ребенка (примеры мы описали выше).

Утратить чувство защищенности ребенок может еще в раннем возрасте — в семье — и позже — в дошкольном учреждении, в школе.

На развитии ребенка также сказываются факторы, о которых мы часто не знаем или не придаем им большого значения. Чтобы дать детям максимум, современные родители должны понимать, как работает психика человека.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет родителям понять своего ребенка без слов. Точно знать, как работает его психика и как разбудить в нем угасшее желание к учебе. Кроме того, мамы получают на этом тренинге качественную психологическую помощь, избавляются от любых собственных проблем.

Быть для своего ребенка гарантом безопасности и точно знать, как вдохновить его на изучение мира, — это огромное материнское счастье.

Как вернуть ребенку интерес к учебе?

Для начала неплохо будет разобраться, какая из перечисленных выше причин, с большей степенью вероятности, спровоцировала нежелание учиться у вашего ребенка. Отметим еще раз, что если вы подозреваете наличие у него проблем со здоровьем – обязательно отведите его к врачу. Возможно, причина окажется в каком-то заболевании, и своевременная диагностика поможет вылечить его быстрее и эффективнее. Возможно, дело будет в нехватке каких-либо микроэлементов, и прием соответствующих препаратов вернет ребенку энергичность, хорошее самочувствие, интерес к учебе и жизни.

Если школьник пережил серьезный стресс, который мог оказать сильное влияние на его психологическое состояние – имеет смысл сводить его к психологу. Психологические травмы, как и физические, лечатся быстрее, когда их не запускают. Кроме того, это может быть еще и профилактикой развития психосоматических заболеваний.

В контексте других причин того, что ребенок не хочет учиться, будет полезно соблюдать следующие универсальные советы.

Формируйте доверительную атмосферу

Ребенок должен понимать, что может поделиться с вами своими проблемами. Что вы проявите уважение к его чувствам, поддержите его, что вы сохраните в тайне его переживания и не будете рассказывать о них за семейным столом, что вы не будете его оценивать.

Это ключ к решению очень многих трудностей в детско-родительских взаимоотношениях. Ведь если ребенок будет вам доверять, он придет именно к вам и с проблемами в общении со сверстниками и с учителями. Не побоится признаться, что у него не получается успевать за школьной программой, или что собственная любовная драма для него сейчас гораздо важнее пятерки по математике.

Подавайте правильный пример

Основной принцип, в соответствии с которым дети обучаются тем или иным поведенческим шаблоном – это копирование поведения взрослых. Если вы не читаете книги, терпеть не можете школу, пренебрежительно отзываетесь об учителях и системе образования, то ребенок впитывает это и начинает вести себя так же.

Мотивируйте

Ученика младших классов может мотивировать игра, азарт, желание достичь какой-то цели в учебе как уровня в компьютерной игре

Ему важно, чтобы родители и учителя его хвалили, и этого мотива может быть достаточно. Но, конечно, такому ребенку вполне можно вернуть интерес к учебе, если пообещать купить велосипед за отсутствие троек (главное – обязательно выполните свое обещание)

Для подростка, как уже было отмечено, похвала (особенно учительская) уже не так важна. Его по-прежнему можно заинтересовать чем-то материальным, а еще – чем-то, что позволит ему почувствовать себя взрослым. Например, принятием решения о том, куда он поедет летом отдыхать (из предложенных вами вариантов, само собой).

Старшеклассник начинает задумываться о своем профессиональном будущем, и с ним можно вести серьезные разговоры на тему важности хорошей учебы для успешного поступления. Но не стоит превращать поступление в культ – это повысит тревожность ребенка и станет причиной серьезного стресса, если он не справится с экзаменами так, как планировал

И обязательно слушайте, что он вам говорит, не навязывайте ему свои представления о том, какую профессию ему выбрать. Потому что если он будет понимать, что впереди – поступление на ненавистный факультет, то никакой мотивации у него не возникнет.

Помогайте сделать учебу интереснее

Если школьнику нравятся какие-то дисциплины или занятия – найдите для него кружок по интересам, предлагайте ему сходить на тематические мероприятия, выставки, поучаствовать в конкурсах. Главное – не переусердствовать и не превратить жизнь ребенка в череду секций и факультативов, которые ему не нужны.

Если вы умеете видеть, слышать, чувствовать своего ребенка, то вы сможете решить любые проблемы в его воспитании. Если же этих умений вам не хватает – имеет смысл обратиться к психологу, причем, возможно, походить на совместные консультации.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно «подогревать» интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное

Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например — закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное — всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и «ремень» — вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Причина 4 – отсутствие способностей по отдельным предметам

Говорят, талантливые люди талантливы во всем. Но кто знает, чего стоит им так самоутвердиться. Если ребенок не может овладеть каким-то предметом в силу своих природных способностей, то можно помочь ему усвоить предмет посредством индивидуальных занятий с репетитором.

С другой стороны, вы сами лучше всех знаете, к каким предметам расположен ваш ребенок. Так зачем мучить его математикой, если он гуманитарий? Придите с ребенком к соглашению, что математику вы будете учить для того, чтобы  сдать экзамен, а изучению иностранных языков и литературы отдадите главные силы. Благодаря этому он получит возможность во взрослой жизни заниматься любимым делом.

К тому же современное образование направлено не на усвоение знаний, умений и навыков, а на развитие универсальных учебных действий: ставить цели, искать методы для решения проблемы, сравнивать, анализировать, самостоятельно добывать знания по любым предметам. Иначе говоря, мы должны научить  свое чадо учиться! Только так можно подготовить наших детей к непредсказуемому будущему.

Причина #2: Проблемы с одноклассниками

В средней школе у некоторых детей появляются проблемы с одноклассниками. Они могут обижать ребенка. Унижать его. И смеяться над ним каждый день, когда он находится в школе.

Это может привести к тому, что ребенок категорически не захочет посещать учебное заведение. И каждый день будет испытывать дискомфорт во время его посещения.

Решить проблемы можно тремя способами:

  1. Скажите ребенку, чтобы постоял за себя. Если его оскорбляют, то пусть оскорбляет обидчика в ответ. С тройным напором. И такими словами, которые заставят обидчика несколько раз подумать перед тем, как снова оскорбить ребенка. 
  2. Если ответные оскорбления не помогут, то можно переходить к более радикальным мерам. Драке. Ребенок должен при всем классе ударить обидчика. Для того, чтобы все поняли — с ним связываться нельзя. Обычно драться мы не рекомендуем. Однако, в некоторых ситуациях это может быть единственным действенным способом прекратить унижения в свой адрес.
  3. Если ни один из вышеперечисленных способов не работает, то можете перейти к крайней мере. Переводу ребенка в другую школу. Если чадо будет чувствовать себя комфортно в новом учебном заведении, то у него вернется интерес к учебе.

Передайте ребёнку ответственность за учёбу

Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба – это его работа.

Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба – это мамино дело и мамина честь.

Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками – тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

С самостоятельностью не рождаются, ей учатся. И задача родителя вовсе не в том, чтобы постоянно контролировать ребенка. А в том, чтобы развить у него самоконтроль. 

Не забывайте о пряниках

Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты – это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы.

Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? – несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение

Это не подкуп – просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами

Родителей школьников волнует вопрос: помогать ребенку с уроками или нет? Школа призывает мам и пап активно участвовать в образовательном процессе, а ребенок порой путается в требованиях программы. 

Научите видеть позитив!

Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? – помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? – зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? – зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

Ты заслужил награду!

Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» — и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда – это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, — научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах.

Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

Есть важные навыки, которым не научат в школе — их можно получить только в семье: среди родственников, друзей, дядюшек, бабушек и крестных. О них и поговорим.

Научите делить!

Замечательный метод справляться с монотонной работой – разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Средняя школа: новые условия

Переход в среднее звено связан с большими переменами. Вместо одного учителя появляется сразу несколько. Важнейшую роль здесь будет играть новый классный руководитель и то, насколько он сможет создать условия защищенности и безопасности в коллективе.

Ребята с анальным вектором труднее других адаптируют перемены в целом. Могут скучать за прежним учителем. Будет хорошо, если вы сохраните с этим педагогом общение и эмоциональную связь: он сможет поддержать и подбодрить ребенка.

Для любых детей при переходе в среднее звено многое будет зависеть и от навыков социальной адаптации. Если с этим раньше уже были проблемы, то необходимость адаптироваться к нескольким новым учителям еще добавит трудностей.

Когда подросток не хочет учиться

Подростковый возраст самый непростой в становлении личности ребенка. В этот период учеба неизбежно отодвигается на второй план, а на первый выходят попытки «ранжирования» в среде ровесников.

Мальчики пробуют занять свое место в социальной лестнице. А девочки природным образом пытаются «брачеваться», то есть стремятся понравиться мальчику, привлекать к себе интерес.

Это природный механизм: ведь с окончанием пубертата ребята выйдут во взрослую жизнь, а подготовка к ней возникает чуть раньше. Однако родители всерьез беспокоятся: ведь учеба — необходимо условие, чтобы самостоятельная жизнь детей в будущем сложилась успешно и счастливо.

Огромную роль в такой период играет эмоциональная связь детей с родителями. А еще — психологическая компетенция взрослых, их способность создать такие условия, чтобы желание учиться у ребенка не угасало, а способствовало максимальному развитию врожденных свойств — это залог будущей счастливой взрослой жизни человека.

Причина 2 – индивидуальные особенности

Наши дети отличаются темпераментом и уровнем развития познавательных процессов. Нужно понимать, что активным сангвиникам легче усваивать учебный материал, чем медлительным меланхоликам. Детки-флегматики часто становятся отличниками, благодаря своей уравновешенности и усидчивости. Холерики могут как страдать от своей нервной возбудимости, так и быть в выигрыше от умения выполнять учебные действия в быстром темпе.

Память,  мышление и речь  – своеобразные инструменты для усвоения знаний. Только у одних деток эти инструменты «качественные», а у других требуют совершенствования. Учите с детьми стихотворения, песни, пересказывайте сказки, разгадывайте загадки, занимайтесь по развивающим журналам. Тогда школьник легче запомнит правило, составит рассказ, решит математическую задачу.

Что делать, если желание учиться пропало у ученика начальных классов? От шести до десяти лет

Причина #1: Ребенок не понимает, зачем ему нужна школа

В раннем возрасте дети не осознают, для чего им ходить в школу. Они не идут на контакт с учителем. Не признают в нем авторитет. И всячески не хотят знакомиться с ним. А также запоминать его имя.

Признаками того, что ребенок не понимает, зачем ему школа, являются следующие:

  1. Ребенок не заводит знакомства с одноклассниками. Не узнает у них, как их зовут. Чем они занимаются. И так далее. Вместо этого ребенок сидит в сторонке. И в одиночку пережидает окончание уроков. Так может продолжаться с первого по четвертый класс.
  2. По утрам ребенок очень долго готовится в школу. Когда вы приводите его в учебное заведение, он капризничает. Не хочет, чтобы вы уходили. С трудом принимает тот факт, что в школу нужно ходить.

Почему ученик младшей школы ведет себя подобным образом?
 

Некоторым ученикам начальных классов некомфортно менять домашний коллектив на школу. Ребенок боится существовать в социуме.

Ему некомфортно учиться и зарабатывать оценки. Он боится сделать что-то не так и получить двойку.

Своими капризами и нежеланием учиться ребенок пытается показать вам, что ходить в школу для него — некомфортно.

Как решить проблему?
 

Чтобы привить ребёнку желание ходить в школу, вам нужно поговорить с ним. Объясните, что там он находится недолго. Всего до двенадцати-часу дня. После этого он возвращается домой и занимается своими делами.

Объясните ребенку, почему жить в социуме — важно. Скажите, что в будущем чаду придется ходить на работу

И общаться с людьми. Отметьте, что существовать вне социума — невозможно.

Также, можете добавить, что учиться в школе — очень престижно. Поскольку в ней ребенок получит образование. А значит станет интеллектуально-развитым человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector