Ребенок левша
Содержание:
- Как поступать родителям: советы
- Причины леворукости
- Список литературы
- Как определить левша или правша ребенок
- Особенности психологического развития
- Почему ребенок рождается правшой, левшой или амбидекстром?
- Помощь
- Тест для ребенка 4-6 лет
- Причины левшества
- Общие сведения
- Обучение письму и чтению
- Причины развития леворукости[2][править | править код]
- Переучивать? Однозначно нет!
- Предпосылки появления левшей
Как поступать родителям: советы
- В детском саду и школе обязательно расскажите учителям об этой особенности ребенка, и попросите, чтобы его не переучивали на уроках письма. Контролируйте этот вопрос, пока не убедитесь, что к ребенку относятся лояльно и не заставляют держать ручку в правой руке.
- Поддерживайте малыша морально. Убеждайте его, что в мире есть множество людей, которые также леворуки, но достигли огромных результатов в жизни. К ним относятся Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо – всемирно известные гениальные художники, ученые – Альберт Эйнштейн и Иван Павлов, музыканты и композиторы – Л. В. Бетховен и И. С. Бах.
Причины леворукости
В ряде
случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают
ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам
левшества относят:
·ход беременности – стрессы и нездоровый
образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать
перестройку полушарий головного мозга крохи;
·наследование – специфика организации
мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
·травмы головы – в их результате левое
полушарие не может выполнять ведущую роль;
·подражание взрослым – когда в семье есть
леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
·серьезная травма правой руки – за 6
месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но
ведущей останется правая половина тела.
Список литературы
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана – Граф, 2005.
- Бертран П.М. Зеркальные люди. История левшей. Пер. с Франц. К. щербино. М.: Новое литературное обозрение, 2005.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные ассиметрии человека. – М.: Медицина, 1988.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Левши. М.: Издательство «Книга, лтд», 1994.
- Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – Спб.: Питер, 2006.
- Николаева Е.И. Леворукий ребенок: Диагностика, обучение, коррекция. – Спб.: «Детство-пресс», 2005 .
- Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007.
- Хорсанд. Д.В. Если ребенок левша…- М.: АСТ; СПб: Сова, 2006.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула: Арктоус, 1997.
Как определить левша или правша ребенок
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Этот феномен носит имя амбидекстрия.
Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.
Но как определить, какая рука у малыша ведущая? Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:
- перемещает подвижную игрушку;
- складывает пирамидку;
- указывает на что-то;
- собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
- держит столовый прибор;
- чистит зубы;
- откручивает крышечки;
- подметает или вытирает поверхность;
- расчесывается;
- рисует и пишет.
Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:
- Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
- Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
- Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
-
Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче.
Способы решения задач незаурядны.
- Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
- Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ».
- Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
- Эмоциональность выше и развивается активнее.
Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга
Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:
- подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
- выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
- стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
- значительное отставание в развитии речи и психических функций;
- различные формы дислексии у детей старше 4 лет.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.
Особенности психологического развития
Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.
Функции правого и левого полушарий
Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши.
Левое | Правое |
---|---|
Обработка вербальной информации
|
Обработка невербальной информации
|
Аналитическое мышление
|
Воображение
|
Последовательность в процессе обработки поступающей информации
Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний. |
Параллельная обработка информации
Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации. |
Отличия левши
Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.
- Очень хорошо умеют ориентироваться в пространстве и любой местности. У этих малышей намного лучше развита координация движений, они замечательно владеют своим телом.
- На уроках математики и алгебры в старших классах им тяжело, потому что цифры и счет даются им с трудом. Зато геометрия дается очень хорошо, потому что там необходимо представлять объемные фигуры.
- Леворукие дети быстро могут схватить суть предмета и четко представить себе общую картину, но все этапы деятельности, например, чтение по слогам, дается им тяжелее, чем праворуким.
- Левши очень хорошо понимают слова, их значение, но с речью, произношением и составлением фраз могут быть проблемы. Особенно в раннем возрасте.
- Леворуким детям лучше не поручать задания, которые требуют постоянной сосредоточенности, самоконтроля и монотонности.
- Когда у ребенка-левши есть какие-то трудности, даже самые незначительные, то можно заметить высокий уровень эмоциональности, бурную реакцию, слезливость, раздражение и гнев. Эти дети очень ранимы и впечатлительны.
- Если ваш малыш постоянно мечтает, сочиняет удивительные истории, у него появляются постоянно фантазии, и при этом доминирующая рука левая, то не стоит раздражаться. Для данного ребенка это нормальное и вполне естественное состояние.
Почему ребенок рождается правшой, левшой или амбидекстром?
Различие левшей, правшей и амбидекстров:
- Правши. Большинство людей являются правшами. У них наиболее развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое и абстрактное мышление, а также речь.
- Левши. У таких людей доминирует правое полушарие. Левши отличаются уникальными творческими способностями и у них хорошо развито образное мышление.
- Амбидекстры. В случае двурукости у ребенка оба полушария обрабатывают информацию одновременно и с одинаковой скоростью.
Чаще всего возможность владения той или иной рукой формируется еще во время внутриутробного развития. Здесь большую роль играет как гормональный фон, так и наследственность. Считается, что левшами чаще всего рождаются мальчики, а у девочек леворукость проявляется в том случае, если во время беременности у матери был повышен уровень тестостерона (мужского гормона).
Также существует мнение, что на доминирующее развитие правого полушария влияют стремительные роды, поскольку в этом случае возможно легкое травмированние мозга. Причины появления людей-амбидекстров неизвестны. Но есть предположение, что это новый виток эволюции в развитии человечества. В последнее время количество людей, свободно владеющих обеими руками, растет.
Помощь
- Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
- Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево
- Категорически противопоказано требовать от ребенка-левши безотрывного письма.
- Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
- Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.
- Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.
Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.
Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.
Родителям хотелось бы дать совет: не говорите малышу, что левая рука — плохая. Левша никогда не должен чувствовать ваше негативное отношение. Не сравнивайте вашего малыша с другими (правшами и левшами), не ждите от него таких же успехов, как у других детей. Если вам уж очень захочется сравнить — то сравнивайте его только с самим собой: «Сегодня ты выполнил работу лучше, чем вчера, молодец!» Помните, что он у вас очень необычный и неординарный маленький человек.
Центр Психологические Консультации.
Тест для ребенка 4-6 лет
У четырехлетнего ребенка достоверно определить ведущую руку не сложно и в домашних условиях.
Психологи советуют следовать определенным правилам:
- Проводить тест необходимо в спокойной обстановке, оставшись с ребенком наедине.
- Истинная цель тестирования должна оставаться для малыша секретом.
- Задания должны преподноситься в виде игры.
- Карандаши, игрушки и другие вещи, используемые для заданий, нужно располагать на одинаковом расстоянии от обеих рук.
- Необходимый инструментарий надо подготовить заранее и доставать по мере надобности.
- По окончании занятия следует обязательно похвалить ребенка за старание и усидчивость.
Во время теста ребенок выполняет определенные задания, а взрослый наблюдает, какая рука является ведущей, выполняет больше активных движений. Например, малыш берет и держит ножницы в правой руке. Если он при этом не работает ими, а крутит бумагу левой рукой вокруг неподвижных ножниц – ведущей является левая рука. Рисунок с более уверенными штрихами и правильными пропорциями также укажет на главную руку. При работе с конструктором, мозаикой, пазлами левша берет детали и поправляет узор левой рукой.
Примеры заданий для определения ведущей руки:
- Вырезать из цветной бумаги геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник.
- Стереть с помощью ластика написанный простым карандашом секретный текст.
- Изготовить бусы для куклы, нанизывая бусины на нить.
- Намотать нитку на катушку.
- Разложить в правильной последовательности 3–4 картинки из любимой сказки.
- Напоить кукол чаем, разливая его из игрушечного чайника по чашечкам.
- Открыть бутылочку с завинчивающейся крышкой, показав этим свою силу.
- Достать ложкой со дна чашки или стакана горошины.
- Нарисовать домик, кота или человечка сначала одной рукой, а затем другой.
- Собрать картинку, которая пока не знакома малышу, используя пазлы или мозаику.
- Подбросить и поймать небольшой мячик сначала правой, а затем левой рукой.
- Попадать мячом в ведерко с двух метров (по 5 бросков каждой рукой).
Если большинство заданий ребенок выполнял, используя левую руку как ведущую, то можно с высокой долей вероятности утверждать, что он левша. В случае, когда малыш задействовал обе руки равное количество раз, стоит повторить тест через полгода.
- Ребенка просят переплести пальцы в замок. Смотрят, большой палец какой руки находится сверху.
- Предлагают похлопать в ладоши. Ведущая рука располагается выше.
- Скрестить руки перед собой. Сверху будет главная рука.
- Проделывается небольшое круглое отверстие в листе бумаги. Ребенка просят посмотреть сквозь «окошко». Правша приложит лист к правому глазу, и наоборот.
Помощь в определении ведущего полушария головного мозга оказывает также психолог.
Причины левшества
Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.
Левшество бывает:
- Генетическим. Если родитель является левшой, то шанс проявления этой особенности у малыша возрастает в 10-12 раз. Генетическое левшество не считается отклонением. Это всего лишь один из вариантов развития.
- Компенсаторным. Если на этапе раннего развития малыш перенес какую-то болезнь или травму, то задачи левого полушария мозга могло взять на себя правое.
- Скрытым. Такой малыш думает, как левша, но пишет правой рукой.
- Вынужденным. Ребенок может повторять за своими леворукими друзьями или сделать левую часть тела доминирующей из-за травмы.
Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.
Общие сведения
Дети, выросшие в той среде и сейчас уже сами ставшие родителями, заметив, как их чадо проявляет признаки леворукости, начинают волноваться и думать над тем, что его нужно переучить также, как и их в свое время. Подобная дискриминация в современном мире выглядит глупо, ведь сейчас не семнадцатый век, когда леворуких людей считали приспешниками сатаны и истребляли за то, что они не такие стандартные, как остальные.
Ругать и критиковать ребенка за то, что он левша, это все равно что подвергать критике цвет глаз или наличие веснушек. Мы живем в современном мире, где нет средневековых и «совковых» предрассудков, поэтому нужно научиться любить своего необычного карапуза и принимать его таким каков он есть.
Обучение письму и чтению
В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.
На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.
Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.. При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста
Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом
При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.
Причины развития леворукости[2][править | править код]
- См. главную статью handedness.
- Современные исследования показывают, что ориентация ведущей руки развивается до рождения ребенка, исходя из того какую руку (кулачок) ребенок чаще «сосет» или какая рука расположена ближе ко рту.
- Длительная (серьезная) травма правой руки: Исследования показывают, что человек, получивший серьезные травмы правой руки, наиболее вероятно, станет левшой, даже после того, как его правая рука заживет. Такие серьезные травмы длятся 6 и более месяцев.
- Тестостерон: Согласно одной из теории, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения, может привести к рождению ребенка-левши . Это теория Гешвинда (англ. Geschwind theory), названная в честь невропатолога, Нормана Гешвинда, разработавшего ее. Как полагает Норман Гешвинд тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответствен за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гешвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же гораздо чаще встречается у мужчин. Гешвинд отмечает, что левши — обычно мужчины — более подвержены определенным заболеваниям иммунной системы, например язвенным колитам. Тестостерон, как было показано, оказывает тормозящее влияние на развитие иммунной системы. Поскольку леворукость, иммунологические расстройства и сбои в обучении имеют тенденцию к семейному распространению, Гешвинд приходит к выводу, что некоторые генные комплексы, ответственные за иммунную реактивность, регулируют и уровень тестостерона, вследствие чего у отдельных индивидуумов наблюдается либо избыточная секреция этого гормона, либо повышенная чувствительность к нему. Теория продолжает развиваться, для того, чтобы доказать связь более высокого уровня тестостерона и, как следствие, вытекающего из этого преобладания правого полушария с аутоиммунными расстройствами, такими как дислексия и заикание. Дислексия встречается у мужчин в четыре раза чаще, чем у женщин и, по-видимому, связано с леворукостью.
- Теория ультразвука: популярная теория, касающаяся того, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей. Считается, что это может вызывать развитие леворукости. Данная теория базируется на нескольких исследованиях в которых изучалась данная проблема. В одном из них авторы утверждают, что «… мы нашли возможную связь между обычной ультрасонографией в утробе матери и последующем „не развитием“ преобладания правой руки у детей в начальной школе». Однако позже, в той же самой статье, авторы заявляют, что «Данная зависимость … может являться случайной», и «результаты не могут являться существенными, так как, исследования не имели достаточную статистическую выборку для того, что бы сделать вывод о влиянии ультрасонографии на последующее развитие преобладающей руки у ребенка».
Переучивать? Однозначно нет!
Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет побольше нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.
Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно
Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй лепить, например. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.
Предпосылки появления левшей
Ученые утверждают, что уникальное на первый взгляд явление по сути таковым не является. Проявления асимметрии типичны для всех живых организмов. Не входят в перечень исключений и парные органы человека, один из которых ориентирован на подчинение, а второй — на главенство. На присвоении одной из рук статуса ведущей сказываются три фактора, имеющие отношение к наследственности, воспитательным моментам и нарушениям, являющимся следствием травм, полученных в ходе родов. Как правило, прослеживается четкая связь между доминирующей рукой и противоположным полушарием головного мозга: правое полушарие обеспечивает подчинение левой руки и наоборот.
Согласно статистическим данным наличие в супружеской паре хотя бы одного левши повышает шанс рождения младенца с проявлениями леворукости в 10-12 раз. О «вынужденном» левшестве идет речь в случае невозможности выбора правой руки в качестве ведущей вследствие полученных травм. Иногда подобный выбор объясняется стойким желанием подражания близким родственникам либо друзьям. «Компенсаторному» левшеству сопутствуют разнообразные деформации участков мозга, преобладающая часть которых затрагивает левое полушарие. Перенесенные болезни и полученные травмы, как правило, приходятся на ранний период развития дошкольника. При псевдолеворукости фиксируется отсутствие доминирующего по отношению к руке полушария. В такой ситуации наблюдается приблизительно равноценное задействование обеих рук.