Кризис трех лет: симптомы, трудности периода

Негативизм

«Недобрый не доктор не Айболит Не под деревом не сидит» — именно так в трехлетнем возрасте декламировал известную сказку один трехлетний мальчик.

Если ребенок не соглашается с вами ни в чем, на ваше предложение надеть красный костюмчик наденет все остальные вещи, кроме этого костюмчика, облака называет зелеными, а снег черным – это негативизм. Делает он это для того, чтобы выразить свое отношение к миру, показать, что оно у него «свое собственное» и он имеет на это полное право.

Тактика борьбы

Воспользуйтесь моментом и поиграйте с маленьким спорщиком в специальную игру «Делай наоборот!»

Она, кстати, еще и внимание развивает отлично. Показываем на нос и комментируем: «Это мой рот!» Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е

показать на собственный рот и сказать: «А это мой нос». Теперь показываем на левую ногу и сообщаем: «А это моя правая нога». Ребенок показывает свою правую ногу и говорит: «Это моя левая нога».

В бытовых ситуациях предложите упрямцу надеть что-нибудь, только не красный костюм. Цель будет достигнута, вот увидите.

Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка?

Чтобы ответить на вопрос, как пережить кризис 3 лет у ребенка, важно понять, что такое поведение ребенка – вовсе не дурная наследственность или избалованность. Малыш взрослеет и начинает стремиться к независимости. В это время он проходит первый переломный момент в попытке стать личностью и важно поддерживать его проявления и давать уверенность в том, что мама с папой не отвернуться, как только ребенок станет не так удобен

В это время он проходит первый переломный момент в попытке стать личностью и важно поддерживать его проявления и давать уверенность в том, что мама с папой не отвернуться, как только ребенок станет не так удобен

Кризис трех лет – советы родителям

Кризис трех лет советы пережить помогут только тогда, когда родители действительно этого захотят и наберутся терпения:

Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не старайтесь делать все за него, наоборот, привлекайте кроху к домашним обязанностям и разрешайте самостоятельно принимать решения – ошибаться, падать, вставать и вновь ошибаться. Просите ребенка помочь помыть посуду (пластиковую), протереть пыль или убрать игрушки. Но ни в коем случае не подпускайте кроху к потенциально опасным занятиям – электрическим и раскаленным приборам.
Наберитесь терпения. Чрезмерная эмоциональность родителей показывает, что малыш может на них действовать через крик или слезы. Как только ребенок понимает, что манипуляции не действуют, он начинает искать другие «рычаги».
Уменьшите число запретов. Постарайтесь начать уступать в мелких спорах. Ребенок должен четко понимать, что категорически запрещено – важные правила безопасности и социальные нормы за нарушение которых можно поплатиться здоровьем. Все остальное – не так значимо и может быть обговорено

Дайте ребенку возможность выбирать. Для кризиса трех лет характерны упрямство и негативизм, малыш старается делать все наоборот и поэтому так важно дать ему возможность совершать выбор. Ребенок должен прийти к пониманию, что он самостоятельный и несет ответственность за свое решение. Вы можете лишь предложить несколько вариантов и ждать ответ «босса»

Вы можете лишь предложить несколько вариантов и ждать ответ «босса».

Что делать если у ребенка истерика?

Чтобы предупредить вспышку эмоций во время кризиса 3 лет у ребенка, необходимо с ним постоянно разговаривать и договариваться. Малыш итак переживает нелегкое время, на прохождение которого тратит много физических и эмоциональных сил, постарайтесь помочь ему больше выговаривать свои эмоциональные состояния и тогда ему будет куда проще объясняться без вспышек. Но что делать, если истерика набирает обороты?

Как успокоить ребенка при истерике и что делать необходимо:

  1. В разгар истерики не стоит пытаться объяснить малышу что он не прав. Стоит дождаться, пока он придет в себя, а после обсудить его эмоции (обязательно проговорив состояния), а затем обстоятельно объяснить, почему вы считаете такое поведение недостойным и плохим. Расскажите ребенку о своих чувствах, даже если они негативные – так он будет учиться выражать свои эмоции словами.
  2. Во время истерики у ребенка в 3 года постарайтесь его обнять и дать понять, что мама всегда рядом. Любой малыш во время истерики хочет, чтобы его пожалели. Если с первого раза кроха не дает себя обнять, стоит немного подождать и попробовать снова. Объятия способны стабилизировать нервную систему и подарить чувство защищенности.
  3. Истерику в общественном месте правильнее всего оставлять без внимания. Как только ребенок поймет, что «зрителям» не интересны его эмоциональные терзания, он сразу встанет с пола, отряхнется и пойдет дальше делать свои дела.

Разрешать или запрещать?

Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли.

Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии маленького человека. Таким образом он проверяет, насколько прочны социальные рамки и чего можно добиться плачем. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка. Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого.

Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения.

Известный английский психоаналитик Винникотт заметил, что если мама оставила на полу пакет с гречкой, и его тут же рассыпал восьмимесячный ребенок, винить в этом стоит скорее маму, а не ребенка. Винникотт советует, чтобы в доступных для малыша ящиках лежали только те вещи, которые ему позволено трогать. Можно даже некоторые «безопасные» ящики оставлять открытыми. В таком случае у ребенка вряд ли возникнет необходимость лезть в сервант с вашим парадным сервизом.

Признаки кризиса

Проявления кризиса трех лет могут быть пассивными, связанными с отказом выполнять просьбы и распоряжения взрослых, и активными, когда ребенок совершает действия прямо противоположные тем, которые требуют родители. Психологи выделяют семь основных симптомов, которые проявляются в этот период:

Негативизм. Ребенок сопротивляется любой помощи и запретам, противоречит взрослым и делает все наоборот. Отрицание ради отрицания – это первая попытка почувствовать собственную свободу и распорядиться ею.
Упрямство

Ребенку важно не достичь какую-то определенную цель, а настоять на выполнении своего требования. Он не может отступить от своего первоначального решения, даже если изменятся обстоятельства.
Строптивость

Это проявление кризиса – протест против норм воспитания, привычного образа жизни и сложившихся семейных устоев. Ребенок пытается показать, что он вырос, и родителям пора многое менять в общении с ним.
Своеволие. «Я сам!» – девиз, под которым проходит кризис трех лет. У детей появляются познавательные потребности – они хотят взаимодействовать с окружающим миром без помощи родителей так, как считают правильным.
Протест. Ребенок проявляет агрессию, ищет любые поводы для ссоры и выводит родителей на конфликт. Это один из способов заставить взрослых считаться с его мнением и желаниями.
Обесценивание. В процессе переоценки ценностей все, что раньше было дорогим для ребенка, теряет значимость. Родители перестают быть авторитетом, правила не соблюдаются, любимые игрушки ломаются.
Деспотизм. Ребенок хочет почувствовать свою власть над взрослыми, приказывает, что делать, и требует полного подчинения. Если в семье есть другие дети, может возникнуть ревность. Трехлетний ребенок будет использовать драки и ссоры, чтобы превзойти и подчинить соперника.

Что делать родителям ⠀

Плохое поведение – сигнал для родителей, что пора кардинально менять формат взаимодействия. Ребенок неосознанно провоцирует конфликты, чтобы научиться их преодолевать и выработать новые модели поведения. Задача взрослого – направить ребенка и организовывать пространство для самостоятельной деятельности.

Признать право на самостоятельность

Главное, что нужно знать родителям, – ребенку важно пробовать делать что-то самому, получить опыт решения простейших жизненных задач. Не ограничивайте его, если занятие не несет угрозы для жизни и здоровья

Не стоит проявлять гиперопеку – запреты в самостоятельном получении опыта будут способствовать формированию тревожного отношения к окружающему миру и зависимости от родителей.

Установить правила, которые нельзя нарушать

Давая свободу действий, не стоит забывать о безопасности. Необходимо сформулировать несколько четких правил, обязательных для всех членов семьи. Объясните последствия, которые могут наступить, если нарушить запреты.

Придерживаться единой тактики

Если за один и тот же поступок мама ругает, а папа начинает хвалить, у ребенка нарушается внутренняя система координат. Он не может понять, почему родители ведут себя по-разному, теряет чувство стабильности и безопасности. В результате взрослые теряют авторитет, а ребенок начинает ими манипулировать.

Сохранять спокойствие

Большинство конфликтов можно перевести в шутку или переключить внимание ребенка на что-то интересное. Если истерику не удается остановить, подождите, дайте возможность пережить горе и самостоятельно успокоиться

Если сдержать эмоции не удалось, и вы накричали на ребенка, попросите прощения. 

Относиться с уважением

Не обесценивайте желания и интересы ребенка – это приведет к формированию низкой самооценки. Следите за его увлечениями, интересуйтесь желаниями, поддерживайте во всех начинаниях. Просите совета или помощи – принимая участие в делах родителей, он сможет почувствовать себя взрослым.

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Будьте взрослыми и не конкурируйте с ребёнком

Родители начинают вести себя как дети, когда испытывают стресс. Они спорят с ребёнком, пытаются доказать свою правоту, шантажируют: «Как ты со мной разговариваешь! Если ты сейчас не поешь, я не дам тебе сладкого!»

Когда ребёнок видит сверстника вместо адекватного взрослого, это усугубляет ситуацию. Ведь малышу нужны мама и папа, к которым можно залезть на колени после очередной истерики и успокоиться. Как робот-пылесос возвращается на базу для подзарядки, так и ребёнок возвращается к родителям, чтобы восстановить силы.

Если мама с папой больше напоминают детей, чем взрослых, то они не могут дать защиту и поддержку. Родители перестают быть базой. Ребёнок чувствует себя одиноко — и только усиливает истерики

Поэтому, когда терпение на пределе, важно спросить себя: «А мне сейчас сколько лет? И чего я действительно хочу: дальше раскрутить эту истерику или быть ребёнку опорой?». Это помогает успокоиться и продолжить разговор из позиции взрослого

Нормальны ли откаты назад в развитии ребенка во время кризиса 3 лет?

В этот период часто бывает, что ребенок начинает отказываться делать то, что он умеет. Просит покормить его, хотя давно умеет есть самостоятельно, не хочет одеваться – раздеваться и т. д.

Это может быть связано с каким-то кризисом в жизни ребенка, например, с рождением еще одного ребенка в семье, переездом, сменой воспитателей в детском саду и т. д. Также это может быть связано с какими-то физиологическими моментами (например, после болезни, в период авитаминоза и др.).

В такие моменты важно, чтобы родители не пугались, и эту регрессию когда-то даже поддерживали. Ничего страшного, что ребенок просит помощи, хотя умеет это делать сам

Мы тоже много чего умеем, но нам очень нравится, когда кто-то о нас заботится. Потому что это про чувство безопасности, про утешение, про заботу.

Не надо бояться регрессии. Иногда можно самим одеть ребенка, покормить с ложки, подержать на руках как маленького.

Никакой ребенок не будет продолжать вести себя как маленький больше, чем ему это необходимо. Как только он насытится, наполнится, как только какая-то тревога пройдет, он скажет: «Я сам».

Важно сохранять спокойствие. «Хочешь быть маленьким? Как здорово, ты мой маленький»

Нужно подыграть ребенку.

Дети быстро насыщаются, зато потом становятся еще более самостоятельными и активными.

Что делать в случае агрессии трехлетки?

Много родительских переживаний связано с агрессией трехлетки. Это может быть агрессия, направленная на родителей или на других детей.

Проявление твердости и воли ребенком абсолютно нормально. В это период ребенок учится отстаивать свои границы, свою территорию.

Пока детеныш маленький, он освобожден от желания отстаивать свои границы. Что он может отстоять, когда лежит в пеленках? Ничего.

В этом возрасте ребенок надеется, что его взрослые позаботиться о нем, защитят его. Сам о себе он позаботиться пока не может. Поэтому, если маленький ребенок находится в какой-то стрессовой ситуации, единственное, что он может сделать – это оставаться на месте и громко плакать, чтобы взрослые его быстро нашли и спасли. Это поведение малыша.

Без умения отстаивать свои границы даже взрослому человеку бывает сложно жить.

В период кризиса 3 лет ребенок как раз учиться отстаивать свои границы. Точно также, когда он учиться есть ложкой, то далеко не в первый раз попадает в рот. Ребенок водит ложкой туда-сюда, пока весь не перемажется.

Проходит несколько недель, когда после каждой еды ребенок весь в каше с головы до ног, и только что-то попадает в рот.

Постепенно психика созревает, «тропинки прокладываются», оттормаживаются лишние движения, и со временем вырабатывается единственно верное движение попадания в рот.

Точно также с агрессией и отстаиванием границ. Ребенок делает много лишнего и неловкого, протестует по глупым поводам. Где можно было сказать «нет», он валится на пол и кричит. Где можно было сказать «Мне не нравится», он говорит «Уходи отсюда, ты плохая».

Ребенок пытается простроить защиту своих личных границ методом ненаучного тыка. Поэтому это довольно-таки утомительно, но это очень важный период, который нужно пережить.

Если трехлетка кого-то бьет, нужно это пресекать, просто забирая или уводя ребенка. В этом возрасте вести разговоры с ребенком неэффективно. Он пока что мало что поймет.

Конечно, можно и нужно начать проговаривать ситуации, готовя ребенка к следующему периоду его развития.

Когда ребенок станет постарше (4 – 5 лет), ему будет важно все делать правильно, как хотят взрослые, быть хорошим ребенком. Вот тогда все эти разговоры будут актуальны

Трехлетке разговоры не помогут, он хочет и все, поэтому проще его остановить, забрать, отвлечь.

Когда ребенок дома проявляет агрессию, ни в коем случае не нужно уходить от него в другую комнату. Будет лучше, если вы обнимите ребенка, проговорите вслух его чувства “ты сердишься, потому что …” (и назовете чувства ребенка).

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Как вести себя родителям

Как только у ребенка появляются первые признаки кризиса, стоит сразу настроиться на другой тон в общении с ним.

Это не всегда просто, так как личный авторитет большинства родителей считается для них самих непререкаемым и беспрекословным.

Что стоит делать, если ребенок начал бунтовать:

Спокойствие и терпение. Помните, это обычный этап в жизни маленького человека, когда у него формируются психика. Он просто пока не научился реагировать иначе. Ему также тяжело, как и вам. Не нужно пытаться прогнуть малыша под свою волю. Тем более не уместно кричать и срываться в собственную истерику.
Просто поговорите и выясните, почему он так хочет. Спросите о том, что чувствует ваше чадо. Вполне возможно, что ребенка что-то тревожит. Простой разговор о детских чувствах, пару объятий и улыбка на лице взрослого, может снизить протест до ноля.
Немного манипулируйте. Например, можно дать псевдо-выбор. Озвучьте ребенку две альтернативы, где оба варианта будут отличаться от протестных действий в положительном ключе

Обязательно укажите, что ему нужно сделать собственный выбор.Сделайте так, чтобы малыш почувствовал важность своего решения. Это переключит его с неправильного действия

Пытайтесь найти компромисс. Если ребенок чего-либо требует, просто согласитесь выполнить его условия, но при этом он должен выполнить ваши. Например, что ему дадут конфету, если истерика или бунт закончится здесь и сейчас. Ребенок выполнил условия – родитель дал конфету. Обязательства сорваны, награды не будет. Такую схему можно использовать при острых протестах на пустом месте. Это закрепит положительную поведенческую схему.
Не стоит полностью идти на поводу у ребенка. Напоминайте ему о правилах, с которыми он соглашался ранее. Будьте последовательны и спокойны. Правила должны работать на всех членов семьи. Они существуют без привязки к отдельному человеку. Например, если нужно мыть руки перед едой – это делают все члены семьи.
Сократите слово «нельзя». В этом возрасте заперт на что-либо воспринимается детской психикой как сигнал к протесту. Установите запреты только на те действия, которые могут нанести существенный вред самому ребенку, взрослым, домашним животным. Дорогие предметы быта, цифровую технику и прочие хрупкие предметы стоит складывать подальше или повыше. Ребенок просто не сможет остановиться, когда ему захочется поиграть вашими вещами. В противном случае — получите протест, бунт и истерику.

Конечно, одними правилами личного поведения не всегда получается достичь нужного эффекта. Чтобы помочь ребенку пройти сложный этап быстрее, стоит воспользоваться специальными играми, в которых можно откорректировать повседневные действия малыша.

Профессиональная помощь

Если родители не в состоянии самостоятельно справиться с проявлениями кризиса, следует обратиться за помощью к профильному специалисту. Для начала это может быть детский психолог. Какие тревожные признаки указывают на такую необходимость:

  • страх самостоятельности и отказ от неё;
  • отстранённость от родителей;
  • склонность к садизму;
  • слишком частые и длительные истерики;
  • эмоционально-поведенческие отклонения, характерные для кризиса 3 лет, сказываются на физическом состоянии.

При интенсивных, часто повторяющихся гипобулических припадках (истериках или судорогах) ребёнок направляется к неврологу, который проводит физическое обследование. Он оценивает рефлексы, чувствительность, координацию, мышечную силу и тонус. Это необходимо для дифференциальной диагностики кризиса с неврологическими заболеваниями.

Если диагностируется неврологическое или психическое расстройство, назначается курс лечения с приёмом детских успокоительных препаратов и прочими методиками терапии. При их отсутствии реализуется психокоррекционная программа по преодолению кризиса. Она обычно состоит из следующих этапов:

  1. Работа с родителями: объяснение им сути кризиса 3 лет и рекомендации, как себя вести.
  2. Работа с факторами, усугубляющими и облегчающими кризис. Первые по возможности устраняются, на вторых делается акцент.
  3. Работа непосредственно с ребёнком. Это могут быть сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, изотерапия, символдрама, ролевые игры и т. д.

Обычно дело ограничивается 5-6 сеансами, в результате которых ребёнок становится более спокойным, а родители приобретают знания, как правильно себя вести в критических ситуациях.

Еще одна группа, которая очень популярна среди детских врачей — антациды.

Сюда относятся Фосфалюгель, Альмагель, Маалокс и множество других.

Эти препараты связывают сиюминутно кислоту на слизистых пищевода и желудка. Время контакта кислоты со слизистыми уменьшается — это и есть главный бонус.

Также они быстро уменьшают диспептические  жалобы — изжогу, жжение в эпигастрии, это дополнительный бонус.

Но главный минус антацидов — кратковременность эффекта: очень уж быстро они уходят из желудка.

Именно поэтому для хронического лечения ГЭРБ антациды обычно не используются.

Только разово или короткими курсами.

Они хороши как быстрая помощь ребенку при диспепсии.

В отличии от антикислотных препаратов антациды могут бороться с щелочным рефлюксом — они связывают желчь, которая может быть тоже агрессивна для слизистых пищевода. 

Статистики на этот счет мало, но в случаях щелочных рефлюксов антациды очень популярны.

Близкой родней  антацидов  являются альгинаты (Гевискон), которые тоже  защищают от кислоты слизистые.

Они создают «пену» на поверхности содержимого желудка, которая мешает  выходить желудочному соку в пищевод.

Главная проблема у альгинатов такая же, как у антацидов — недолгий  эффект и соответственно необходимость в повторном приеме в течении дня.

Альгинаты можно однократно принять при изжоге, но они могут быть назначены врачом  и на короткие курсы.

Суммируем: антациды и альгинаты могут быть полезны для лечения ГЭРБ у детей и взрослых, но первые роли они не играют.

Иногда для усиления лечения полезно ускорить прохождение пищи через желудок. Переполнение желудка повышает давление внутри него и способствует забросам в пищевод.

В этом случае в лечение добавляется прокинетик, этой группе я недавно посвятил целый  пост.

А сейчас важный вопрос…

Если главный виновник рефлюксной болезни — это клапан между желудком и пищеводом, который вместо того, чтобы впускать все в желудок сверху и не выпускать обратно, слишком часто открывает без повода и выпускает что-то агрессивное из желудка в пищевод, то почему бы не полечить именно этот клапан?

Как можно напрямую подействовать на этот клапан?

Первый вариант — операция по укреплению этого клапана. 

Но здесь есть свои тонкости, о которых будет отдельный разговор.

Второй вариант — препараты.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector