Что должен уметь ребёнок в 3 месяца?

Игровые приемы для побуждения малыша к гулению

В начале 1 года жизни родители начинают ситуативное общение с малышом, забывая, что быстрее научить его говорить можно в условиях целенаправленного обучения. Для этого можно использовать следующие приемы.

  • Пение. Когда с ранних лет кроха слышит мелодичное пение во время укачивания, он и сам пытается подпевать маме, используя нехитрый словарный запас из звуков.
  • Звукоподражание. Дети с удовольствием подражают животным, когда видят и слышат их.
  • Дополнение слов. Малыша можно научить говорить слово полностью путем добавления в его речь недостающего слога. Много лет наши бабушки в течение 1 года малыша на его «ба» добавляли слог «ба». Получалось «баба».
  • Игровые приемы. Дети первого года любят играть в «Ладушки, ладушки», «Пальчик хочет спать», «Сорока-ворона». Они начинают играть с пальчиками, иногда сопровождая свои действия произношением «агу». Дети многих поколений играли в эти игры, когда требовалось побудить их произнести первое «агу».
  • Потешки и поговорки, считалки и прибаутки во время умывания, кормления и одевания. Дети с удовольствием слушают их и в 2 месяца и на 2 году жизни. Эти приемы очень удобны когда необходимо закрепить навыки, не вызывая протеста малыша. Художественное слово формирует с ранних лет эмоциональность речи.

Когда ребенок начинает агукать?

Первый месяц своей жизни кроха лишь плачет и немного кряхтит. Другие звуки пока он не произносит. Кстати, крик — это первый шаг в развитии речевого аппарата. Если внимательно прислушаться, то можно разобрать разные интонации и оттенки звуков. При боли малыш будет кричать буковой «О», а от радости он будет похож на «А».

На втором месяце жизни малыш уже будет экспериментировать со своим голосом. Он может начать произносить такие буквы и слоги как: «е», «а», «у», «о», «уа», «уо». При этом слышатся не буквы, а агуканье. Это происходит из-за произношения гортанью.

Сначала малыш агукает в тишине или при появлении знакомого человека. Агуканье — важный шаг в развитии речи, который нужно активно развивать.

На первом приеме педиатр спросит маму, какие звуки уже произносит новорожденный и как часто это происходит. Не стоит переживать и впадать в недоумение от этого вопроса. Следует ответить как есть и без стеснения назвать те звуки, которые были услышаны.

Агуканье — довольно непродолжительная стадия и длится она от трех до четырех недель. Это тот период, когда параллельно развивается зрение и слух. Ребенок может долго и заинтересовано следить за звенящей игрушкой или поющей мамой и попытаться изобразить услышанный звук.

Когда ждать первых звуков

В течение первого месяца кроха только плачет и кряхтит. Других звуков от новорожденного родители не услышат. Крик – это первая стадия развития речи. Если внимательно вслушаться, Вы услышите разные оттенки гласных букв в крике. Крик боли будет звучать более протяжно, и похож на букву “О”. Крик радости и удовольствия о встречи с мамой имеет схожесть с буквой “А”.

В начале второго месяца младенец начинает пробовать свой голос.

В этот период кроха произносит несложные гласные: «е», «у», «а», «о», “я”, “уа”. Родители слышат не отдельные буквы, а агуканье. Получается это из-за гортанного произношения.

Первоначально кроха с удовольствием агукает в полной тишине или увидев знакомое лицо. Агуканье – важный период в овладении речью, который нужно поддерживать и развивать.
На приеме у врача в 1 месяц, у вас обязательно поинтересуются, какие звуки произносит ваш ребенок, как часто он агукает. Не впадайте в недоумение и отвечайте так, как слышите своего ребенка.

Стадия агуканья – непродолжительная, и составляет 3-4 недели. Агуканье совпадает с общим уровнем развития слуха и зрения, развитием голосового аппарата.

Младенец может долго следить за источниками разнообразных звуков, а затем пытаться их воспроизвести.

Постепенно чадо начинается применять свой навык для общения с окружающими.

Причины отставания

Если кроха молчит, повторяет однотипные звуки или значительно отстает от своих сверстников (более чем на 4–5 месяцев для мальчиков и 2–3 – для девочек), то ему ставят диагноз задержка речевого развития.

Причины бывают медицинскими и социальными:

  • неврологические нарушения, которые возникли на фоне гипоксии, асфиксии, тяжелых родов, инфекционных процессов, травм головного мозга;
  • глубокая недоношенность;
  • перенесенные тяжелые инфекционные заболевания;
  • тугоухость;
  • отсутствие общения;
  • психическая травма;
  • неопределенность доминирования руки (праворукость или леворукость);
  • наследственность.

Во сколько месяцев дети начинают агукать

Я уже не раз писал в статьях про развитие ребенка, что никаких четко установленных правил не существует, есть некоторые средние данные, от которых вы уже будете отталкиваться. То есть, если соседский малыш начал агукать уже в 3 недели, то это не значит, что и ваш точно также будет и не нужно считать, что у малыша что-то не в порядке с развитием, если он начнет агучать чуть позже, чем остальные ваши знакомые детки.

Теперь давайте по порядку разберемся, какие звуки ребенок начинает издавать с начала своего рождения и до года.

  1. В первый месяц жизни ребенок большую часть времени просто спит. Когда малыш что-то хочет, зачастую есть, то он начинает плакать. Когда у него что-то болит, например, животик, то он также плачет. Еще ребенок может слегка кряхтеть во сне или даже постанывать. Больше ничего от малыша услышать навряд-ли получится.
  2. В начале второго месяца жизни мы уже можем услышать от малышей некоторые гласные буквы, зачастую это «а» и «у». Голос у новорожденных детей гортанный и когда они произносят сначала «а» потом «у», слышится «агу». Иногда громко звучат буквы «о» и «э».
  3. Агуканье может очень быстро перерасти в гуленье. Гулить ребенок может начать как в полтора, так и в два и в три месяца. В этот период к произносимым гласным буквам малыша добавляется еще несколько согласных «к» и «г». Младенец начинает произносить слоги «гу» и «агу» и это уже не гласные, доносящиеся с гортани, в слогах четко слышна буква «г». Также нередко можно услышать слог «ки». Все эти звуки часто сопровождаются улыбкой малыша.

Ребенок может произносить данные слоги, когда играется с вами, когда трогает какую-то игрушку, когда звучит музыка.

  1. Между 4-ю и 5-ю месяцами в неосознанную речь ребенка добавляется еще несколько согласных букв, это «п», «б», «м». Не трудно догадаться, что получится, если добавить к каждой из этих букв букву «а», которую малыш уже знает.

После 5-ти месяцев довольно часто ребенок произносит слоги «аба», «па», «ба». Малыш начинает подряд произносить несколько слогов, например, «аба» + «ба» + «ба». Ребенок делает это быстро, бабушка подпрыгивает выше всех, ведь малыш научился говорить «баба». Только здесь можно не радоваться прям так сильно, ведь ребенок не знает, где его бабушка, где папа, а где мама. Он еще не умеет сопоставлять человека с конкретным словом, это близкие для него люди, к которым он привык визуально. Слово «баба» для малыша лишь просто два слога, которые легко выговариваются.

  1. Все вот эти составление слогов и букв друг с другом, непонятный набор букв в исполнении ребенка называется лепетанием и будет он длиться аж до года. Внятных осознанных слов в этом периоде от ребенка можно не требовать и не ожидать, а уже после года активно заниматься с малышом, чтобы он не выглядел «отсталым». Это не значит, что до года с ребенком не нужно выполнять никаких речевых упражнений, о них я напишу чуть ниже.

Неосознанные улыбки

Неосознанно младенец может начать улыбаться с самого рождения

. Он может это делать и во сне в своей , и когда бодрствует. Многих родителей интересует, почему новорожденные улыбаются во сне. Здесь мнение специалистов разделяется.

Некоторые врачи говорят, что дети даже в таком возрасте уже видят сны. Хотя такое мнение спорное, так как сон считается переживанием того, что произошло в действительности. Бессознательные улыбки могут возникать у чада и во время бодрствования. Особенно часто они возникают, когда малютка находится в активном бодрствовании, т.е. крошка смотрит, двигается. Сколько должен спать ребенок до года, можно узнать .

Как ребенку помочь в течение первого года жизни? Это может способствовать здоровому развитию, взаимодействуя с ребенком и обеспечивая стимулирующую и ласковую среду. Кроме того, следует изучить нормальные шаблоны развития. Эта информация поможет родителям понять изменения в жизни их детей и найти соответствующие решения в ответ на эти изменения.

Удовлетворение потребностей ребенка — тяжелая работа. Родители на работе чувствуют себя переполненными отзывчивостью ухода за ребенком в какой-то момент. Иногда у родителей возникает ощущение, что они открыли секреты инвестирования ребенка, и вдруг кажется, что ничего не работает. Понимание того, как развивать и предвосхищать тренировки для перемен, таких как колебания программы, может быть реальной помощью. Ребенок развивает и демонстрирует изменения очень быстрыми темпами, что создает впечатление, что он — другой человек на каждом этапе развития.

Как научить ребенка гулить и агукать – от теории к практике

Зная теорию, можно переходить непосредственно к практике, и понять какие есть способы чтобы научить ребенка гулить и агукать. Речь малыша, как и другие его умения на первом году жизни не требует каких-то специальных обучающих методик. Методика здесь пригодится уже ближе к 2 – 3 годам, если ребенок не будет нормально говорить. Тогда уже нужно будет работать со специалистом. На ранних же этапах развития, обучения малыша речи происходит параллельно с его общим развитием. В общем-то, если ребенок полностью здоров, он будет учиться гулить и развиваться в соответствии с тем, что заложено природой.

Однако специально для тех, кто озадачивается непосредственно ранним развитием ребенка, и хочет заниматься с малышом, что называется «с пеленок», приведем несколько простых способов, как научить ребенка гулить и агукать.

Как научить ребенка гулить с помощью разговора, живого общения и игрушек

Разговаривать.

Первый, самый простой и действенный способ раннего развития речи – это общение с ребенком. С первых же дней жизни. Начиная с роддома. Благо сейчас практикуется совместное пребывание мамы и малыша, так что никто вам не мешает разговаривать с малышом сразу, как только вы окажетесь вместе.

Чтобы быстрее научить ребенка гулить и агукать любое свое действие, например, укачивание малыша, пеленание, смена подгузника, можно и нужно сопровождать словами. И не нужно думать, что новорожденный малыш только спит и ест. Нет! Он отлично все воспринимает на подсознательном уровне и вашу речь в том числе.

Уроки с игрушками. Месячные малыши и дети постарше уже с удовольствием рассматривают различные игрушки. Тогда как можно научить ребенка гулить в таком случае? Ответ лежит на поверхности — показывая ему игрушки, можно их словесно кратко описывать. Например, рассказывать, какая у них форма, какой цвет и далее, на что хватит фантазии.

Чтобы научить ребенка агукать, также можно взять малыша на руки и носить по квартире, показывая ему, где какие вещи и обязательно называть их. Можно даже описывать несложными словами. Делать надо также, как в случае с игрушками. Естественно, малыш пока не будет в полной мере понимать, о чем речь, но он будет слышать ваш голос и скоро начнет на него отзываться тоненьким «ЛЯ».

Живое общение. Когда малыш уже начнет лепетать, около 2,5 – 3 месяцев, то желательно при общении с ним смотреть ему в глаза и улыбаться. И радоваться любому произнесенному звуку. Малыши очень тонко чувствуют настроение тех, кто с ними общаются и чем радостнее будет собеседник, тем довольнее будет малыш.

Есть замечательное видео, как научить ребенка гулить и агукать на личном примере

Почему ребенок молчит?

Причинами позднего начала гуления могут быть:

  • Темперамент малыша – некоторые дети начинают произносить первые звуки уже на третьей недели жизни, а некоторые – молчуны по своей природе, начинают агукать только спустя 8 недель после рождения.
  • Пол – у детей разного пола речевой центр расположен в разных полушариях, поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики. Они раньше осваивают звуки, произносят первые слоги и слова, пытаются выстраивать фразы и простые предложения. Мальчики, как правило, начинают говорить позднее, но при этом более активно используют мимику и жесты для общения.
  • Окружающая среда – довольный, сытый и счастливый ребенок, находящийся в тепле и сухости, быстрее станет активно гулить. Задача родителей – создать максимально комфортные условия, поскольку стрессы только помешают раннему развитию речи.
  • Недостаток общения – малыш раньше загулит, если родители будут уделять много времени общению с ним. Сопровождайте каждое свое действие: кормление, смену подгузника, купание, одевание разговорами, рассказами, потешками. С момента рождения малыш уже может воспринимать интонации и осознавать, что с ним общаются, пусть даже и не понимая смысл слов. Позднее он станет отвечать вам гулением и мимикой, радостно сучить ручками и ножками.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда дети начинают видеть и слышать после своего рождения?

Первые гласные

Новорождённый ещё не умеет ничего, разве что кряхтеть и плачем заявлять о своих неудобствах и дискомфорте. Плач — это начало, то есть самый первый способ общения маленького человека. В первые 4–5 недель после рождения некоторые дети смешно скрипят, но большего вы от них не услышите.

Первые гласные есть шанс уловить ко второму месяцу жизни: он начинает тянуть звуки , , , и сочетания звуков . Из-за гортанного произношения нам кажется, что малыш научился говорить агу или аги.

Сначала ребёнок начинает гулить для себя, он пробует «на вкус» своё новое умение, так и эдак тянет гласные, маме кажется, что малыш поёт. После того как младенец освоится с новшеством, он начнёт использовать гуление для общения с мамой, папой или игрушками. Некоторые дети подолгу «разговаривают» с рисунками на бортиках кроватки и с подвесным мобилем, а при виде родного лица включаются в беседу ещё активнее. Начавший гулить младенец сам в восторге от новой способности.

Ребенок не гулит. Ищем причины

Сколько времени после рождения проходит до 1 гуления ребенка и когда малыш начинает говорить первые слова, точно ответить нельзя

Процесс речевого развития крохи после 1 месяца, носит индивидуальный характер, но отсутствие желания гулить – это повод проявить беспокойство и внимание. А отсутствие речи в течение 1 года – серьезная проблема

Причины задержки речи.

  1. Плохое самочувствие малютки. Мама должна помнить, что дети гулят и агукают только в тех случаях, когда они здоровы и им обеспечены комфортные условия.
  2. Отсутствие внимания со стороны взрослых. Попробуйте 1-2 раза не отреагировать на эмоции чада и он «забудет», как надо оживляться и гулить для мамы. Когда ребенок начинает гулить, оставьте все дела и станьте для него активным собеседником.
  3. Сколько общения, столько и улыбок. Желание гулить сродни нашему взрослому разговаривать. Когда рядом хмурый собеседник, пропадает всякий настрой общаться, и маленький начинает капризничать. Если малыш молчит в течение 2 месяцев, вероятнее всего будет предположить, что у крохи возникли проблемы неврологического характера, либо нарушился слух. Ведь, начав однажды, «разговаривать» с родителями, дети не перестанут без весомых причин произносить «агу». В этом случае следует обратиться за консультацией к специалисту и после выявления проблемы продолжать еще с большим вдохновением учить младенца разговаривать.

Первые звуки или во сколько месяцев дети начинают агукать

Первые четыре-пять недель от новорожденного можно услышать лишь и . Только к началу второго месяца своей жизни малыши начинают издавать первые звуки.
Начинается все с несложных по произношению гласных: «а», «у», «о», «е». Мы же слышим «агу» за счет гортанного произношения этих звуков ребенком.

Первое время, когда дети начинают агукать, они «разговаривают» сами с собой, опробуя новый для себя навык. Они долго следят за источником звука и пытаются его воспроизвести. Потом малыш начинает применять новое умение для диалога с родителями или игрушками. Часто детки начинают гулить под понравившуюся мелодию, как бы подпевая ей.

На четвертом-пятом месяце дети начинают пытаться произносить первые согласные звуки. Сначала, так называемые губные, «м», «п», «б». Постепенно все четче будут звучать отдельные слоги, из которых начнет формироваться первый лепет ребенка. К концу первого года малыш уже начинает пытаться произнести первые слова, состоящие из одинаковых слогов.

Учимся агукать

Агуканье — важный процесс дальнейшего формирования речи.

Конечно, специально научить гулить ребенка невозможно. Однако, некоторые действия помогут малышу быстрее начать общаться с окружающим миром.

  1. Во-первых
    , с ребенком надо побольше разговаривать. Любое действие родители должны сопровождать объяснением, что они делают. Говорить с малышом надо во время пеленания, утреннего туалета, кормления, купания, то есть во все время бодрствования. Речь должна быть мягкой и ласковой, без резких всплесков эмоций.
  2. Во-вторых
    , повторяйте за малышом его звуки и добавляйте новые, несложные. Дети по своей сущности подражатели и они будут пытаться повторить произнесенное. Пусть между ребенком и мамой состоится диалог «агу» с улыбкой.
  3. В-третьих
    , надо обязательно поглаживать и нежно массировать ладошки ребенка. Здесь располагаются акупунктурные точки, связанные с участками мозга отвечающими за речевое развитие. Пальчиковые игры и массаж ладоней развивают мелкую моторику и способствуют дальнейшему развитию речи.

При общении с маленьким человечком ни в коем случае не надо коверкать слова и сюсюкать. Чтение коротких детских стишков, народных потешек и прибауток окажут благотворное действие на развитие малыша.

Уже месяц, но ребенок молчит

Не стоит волноваться, если младенец не начинает агукать к концу первого месяца. Малыши не механизмы со строго заданной программой развития, у каждого из них свой темп. Во сколько дети начинают агукать — вопрос исключительно индивидуальный.

Один уже на третьей неделе старается сказать «агу»
, а другой, по природе молчун, обрадует первыми звуками несколько позже принятого.

Бывают случаи, когда ребенок вовремя начал агукать, но потом неожиданно замолчал. Дело в том, что малыш готовится освоить следующую порцию речевых навыков. Через некоторое время гуление возвратится, но еще добавится смех в голос, пищание и визжание. Иногда прекращение агуканья вызвано внешними факторами, например стрессом, или плохим самочувствием ребенка.

При длительном «молчании» (после восьми месяцев) малыша стоит обратиться к участковому педиатру. Возможно, у вашего чада возникли какие-то проблемы неврологического характера или нарушения слухового аппарата. Врач направит ребенка к узкому специалисту (неврологу или отоларингологу) для установления причин задержки развития и их лечения.

Первые навыки общения

Изначально новорожденный нуждается только в физиологическом удовлетворении потребностей. Спустя некоторое время появляется необходимость в общении. Первым человеком становится мама, которая поет песенки, обращается с нежными фразами, наполненными любовью.

Конечно, кроха еще не способен воспринимать слова и осознавать, о чем именно говорит родительница. Это случится лишь спустя несколько месяцев. Однако за содержанием стоит интонационная основа, которая уже сейчас понятна и важна малышу.

С первых недель жизни карапуз учится произносить звуки и их сочетания.

«Словарный запас» месячного дитя состоит в основном из нескольких согласных. Он начинает произносить что-то, похожее на «гхы», «кхы», которые постепенно сменяются на «у-уэ», «ау-у». Спустя еще некоторое время кроха начинает распевать гласные – гулить.

Первое слово в лексиконе младенцев – это «агу». Почему все говорят его? Именно такое сочетание звуков дается ребенку проще всего. Освоив его произношение, малыш постоянно совершенствуется, напевая свое «агу-у» и наслаждаясь собственным голосом

Ближе к двум месяцам дети используют звуки уже для общения с родителями, привлекая внимание или отвечая на их обращение

Во сколько месяцев у новорожденных появляются первые звуки

Первый месяц своей жизни новорожденный не издаёт никаких звуков. Он плачет и кряхтит, чем даёт понять маме и папе, что ему что-то требуется. Первые звонкие выражения желаний в виде гуления и агуканья появляются несколько позже. Как раз гуление — это первый шаг к общению, который может проявиться уже на втором месяце жизни крохи.

Как отмечают специалисты, детки всех языковых групп изначально издают похожие звуки. Проще всего малышам удаётся издавать гласные звуки. У малыша появляется гортанная речь, которая очень похожа на голубиное гуление, отсюда этот способ общения малыша и получил своё название.

Достигая трёхмесячного возраста, малыш уже способен произносить первое «агу». В этот период ребенок уже начинает узнавать близких людей, отвечать улыбкой на их появление рядом, а также пытаться общаться с ними с помощью своего первого «агу». Агуканье является показателем адаптации ребенка к окружающей среде. Примерный период начала «агуканья» малыша — 1,2 — 2,5 месяца.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?

Долгое молчание малыша настораживает, и мама сразу начинает приглашать врачей, искать причины отсутствия гуления

Но всё можно постараться исправить самостоятельно, важно следовать некоторым простым правилам, которые наверняка подтолкнут кроху к общению:. Больше общайтесь с малышом

Чем чаще он слышит родную речь, тем быстрее он начнет произносить звуки

Больше общайтесь с малышом. Чем чаще он слышит родную речь, тем быстрее он начнет произносить звуки.

  • Жестикуляция. Движения руками, пальчиковые игры во время разговора с малышом также подтолкнут его «включиться» в разговор. Простые, всем знакомые игры «Сорока-сорока», «Ладушки» могут применяться с самого рождения.
  • Не сюсюкать. Многие родители считают, что пока ребенок ещё маленький, с ним можно сюсюкать, искажать слова, в чем очень ошибаются.

Развитие моторики рук

Мелкой и крупной моторике ручек малыша нужно уделять внимание с рождения. Нервные окончания, содержащиеся на кончиках пальцев напрямую влияют на развитие речи.
После начала первого гуления родителям нужно начать повторять звуки за малышом, постепенно добавляя новые буквы

Это поможет перейти от гуления к агуканью.

От первых звуков до первых слов

Первые связные звуки, издаваемые малышом, взрослые обычно воспринимают как «агу». Младенцы произносят свои первые звуки очень мягко, с гортанным произношением. «А-а-а», «у-у-у», нечто, отдаленно похожее на согласные – все эти издаваемые ими звуки называют гулением или агуканьем. Между тем, существует определенная разница между данными словами:

  • при агуканьи ребенок произносит в основном гласные;
  • гуление же представляет собой более сложную форму речи, при которой ребенок как бы разговаривает сам с собой.

Когда ребенок начинает агукать? Обычно младенцы при нормальной адаптации к окружающей среде делают это в возрасте 1,5 месяцев. Осознанный же лепет начинается примерно с 12 недель, до этого возраста кроха не нуждается в собеседнике.

Новорожденный пускает слюни, надувает пузыри, гулит, сопровождая все это размахиванием ручек и движениями ног. Так крохи подготавливают свои речевые органы к произнесению первых слов и тренируются в артикуляции.

Что интересно, уже по гулению можно определить носителя того или иного языка, хотя казалось бы, все дети гулят одинаково, несмотря на свое происхождение и национальность. Причину этого выяснили немецкие ученые, когда обнаружили, что еще до рождения кроха слышит и воспринимает все, что вокруг говорят. В результате, новорожденный гулит, копируя услышанную ранее тональность, присущую носителям его языка.

В возрасте 3 – 4 месяца младенцы агукают уже осознанно, выражая таким способом свои эмоции и разговаривая с родными. Все чаще среди произносимых звуков начинают появляться согласные, особенно те, при произнесении которых задействованы мышц неба – «гъ», «къ», «х».

Губные звуки «м», «п», «б» появляются обычно в лепете ребенка после 6 месяцев. В это время он уже пытается произносить и первые слоги, соединяя гласные и согласные. Примерами этого могут быть «кА», «а-гу», а также «па», «ма» и «ба».

Особенности периода гуления

Некоторые младенцы не спешат произносить звуки, сначала внимательно слушают. Другие испытывают удовольствие от повторения одних и тех же звуков. Смеются над понравившимися. Родители замечают, когда ребёнок начинает гулить и агукать, «репертуар» расширяется почти ежедневно.

Некоторые дети не спешат разнообразить диапазон произносимых звуков, повторяют одни и те же — «репетируют». Возможны периоды затишья — замедления речевого развития после 5 месяцев. В этом случае родителям надо просто подождать следующего этапа развития языка.

Полезные советы

  • Чтобы помочь ребенку, надо говорить с ним, петь, осуществлять тактильный контакт, побуждать к общению.
  • Для тренировки слуха рекомендуется использовать погремушки, ксилофон, игрушечные музыкальные инструменты.
  • Как показали исследования, если родители много разговаривали с младенцем после рождения, то такой ребёнок в будущем покажет более высокие темпы речевого и умственного развития.
  • Забавно произносить вслед за младенцем первые звуки, которые он издает. Однако родители чаще должны нормально разговаривать, чтобы помочь крохе освоить грамматику и обогатить словарный запас.
  • Говорите с ребёнком лицом к лицу, чтобы он мог внимательно следить за движениями губ.
  •  Больше читайте для расширения словарного запаса крохи.
  • Полезно играть в пальчиковые игры, чтобы тренировать мелкую моторику и понимание речи, помочь ребёнку научиться говорить.
  • Надувание мыльных пузырей способствует развитию мышц рта, техники дыхания, произношению звуков «с-с-с», «ш-ш-ш».

Большую роль играет пение. Мелодичная интонация мамы успокаивает младенца. Чем тише звучит песня, тем старательнее малыш будет прислушиваться. Знакомая мелодия станет узнаваемой и любимой. Крохе захочется повторять мамины звуки.

Чтобы стимулировать развитие речевых навыков педиатры рекомендуют делать массаж стоп и ладоней. Такая стимуляция  не только приблизит момент, когда ребёнок начнет агукать, но и поможет справиться с гипертонусом мышц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector