Когда ребенок начинает говорить и как его научить
Содержание:
- Как научить ребенка говорить правильно
- Почему появляется
- Как научить ребенка говорить?
- Видео
- Двойняшки или тройняшки
- Как научить ребенка грамотно и красиво говорить?
- Речь – отражение развития мозга. Как научить ребенка говорить в возрасте 1,5 -3 лет?
- Почему ребенок не начинает говорить.
- Что влияет на речевое развитие детей
- Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет
- Как научить ребенка говорить? Советы родителям
- Развитие речи у детей до 2 лет
- Развивайте мелкую моторику
- 5 стадий развития речи
- Продолжение обучения после 9 месяцев и до года
Как научить ребенка говорить правильно
Многие детишки начинают говорить очень рано, но вот понять их могут только близкие люди
Потому очень важно научить ребенка говорить правильно. Этим нужно опять же заниматься с малышом с самого рождения
Поэтому мы не устаем повторять, что мама должна постоянно беседовать с крохой. Малыши, с которыми родители постоянно разговаривают, осваивают речь гораздо раньше, чем крепко встают на ножки.
Врачи настоятельно советуют родителям по возможности отказаться от пустышки. Доказано, что малыши, увлекающиеся соской, начинают говорить позже своих сверстников. К тому же у них может сформироваться неправильный прикус, что часто влияет на правильное произношение звуков и артикуляцию.
Для того, чтобы у малыша была красивая речь, развивайте его познавательные способности. Часто родители отмахиваются от детей, когда они тыкают пальчиками на различные предметы с вопросительной интонацией. Не совершайте подобных ошибок, объясняйте ребенку значение и название всех окружающих предметов и вещей. Постоянно расширяйте его словарный запас, вводя новые слова. Объясняйте значение новых слов только простыми фразами, которые будут понятны малышу.
Не торопите ребенка и не загружайте его сразу большим объемом информации. Это может вызвать у крохи обратную реакцию, и он замкнется в себе. Лучше делать все постепенно, и тогда результат не заставит себя ждать.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Как научить ребенка говорить?
Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Разговаривайте обо всем, что делаете вместе: о еде, смене подгузников и переодевании, о купании, сне, играх и т.д. («Пора идти купаться. Давай возьмем полотенце и наполним ванну водой. Вот твоя желтая уточка».)
Называйте все предметы, которые окружают ребенка, по наименованиям («Это твоя кроватка, бутылочка, одеяльце, мячик, собака, дедушка и т.д.).
Как помочь ребенку научиться говорить?
1.
Чтобы научить ребенка говорить во время разговора всегда смотрите ему в глаза (он поймет значение слов благодаря вашему выражению лица).
2.
Повторяйте его лепет (Когда младенец говорит: «Ба-ба», повторите: «Ба-ба, бутылочка». Если он скажет: «Ла-ла», ответьте ему: «Лампа». Когда в его бормотании слышится: «Ма-ма», скажите: «Ма-ма здесь, ма-ма тебя любит». Показывайте связь между звуками и внятными словами.)
3.
Вместе смотритесь в зеркало и называйте части тела (глаза, нос, рот, уши, волосы, подбородок, руки, ноги, живот).
4.
Беседуйте о картинках в книгах, на обоях, на семейных фотографиях и читайте вслух детские рассказы и стихи. (Ребенок в возрасте 4-6 месяцев может сидеть у вас на коленях, пока вы ему читаете. Маленькие дети любят слушать одну и ту же сказку по несколько раз и со временем начинают узнавать знакомые слова. Они запоминают звуковые и ритмические особенности родного языка, новые выражения, их смысл и ощущают себя частью повествовательного процесса.)
5.
Обсуждайте увиденное на экране телевизора. «Девочка танцует. У нее красное платье. Она подняла руки вверх. Послушай, какая музыка».
6.
Включайте музыку и подпевайте. Не старайтесь в точности следовать словам и мелодии. В глазах вашего ребенка вы являетесь великолепной певицей, и ваш голос вызывает у него улыбку. Повторяйте припев, и ребенок быстро выучит эти слова.
7.
Дарите малышу объятия, поцелуи и хвалите его за каждую попытку произнести новое слово (Ура! Дима сказал: «Да-да». Какой большой мальчик!) Ребенок разговаривает на «детском языке», а вы, ваш супруг, родственники и няни должны говорить на хорошем, литературном русском.
8.
Не критикуйте и не смейтесь, если маленький человечек неверно произнес слово. Просто повторите его правильно, и у него появится желание попробовать еще раз.
Как правильно говорить с ребенком?
Когда дети учатся говорить, в вашей речи они обычно улавливают последнее слово.
Вы: «Давай поиграем в твой красный мячик». Он: «Мятик».
Вы: «Пора перекусить. Вот тебе квадратное печенье и квадратный кусочек сыра». Он: «Сыла».
Вы: «Или ты хочешь два печенья? Давай их посчитаем: один, два». Он: «Два».
Вы: «Возьми, сынок. Два кусочка желтого сыра на двух квадратных печеньях». Он: «Петенья».
Не заставляйте ребенка повторять свой вопрос несколько раз, даже если вы очень заняты. Он может превратиться в «нытика».
Рекомендации родителям о том, как правильно говорить с детьми
1.
Обоим родителям необходимо говорить с детьми, например за обедом: «Папа ест зеленую брокколи. Она похожа на маленькие деревья. И лягушка тоже зеленая, да, зеленая, как и папина брокколи».
2.
Старайтесь использовать в речи много описаний, говорить четко, правильно и понятно, и пусть ребенок за вами повторяет. Ежедневные «диалоги» помогут развить умственные и творческие способности и научат малыша быстро реагировать. Придерживайтесь принципа «свободы слова» и поощряйте детей, когда они задают вопросы.
3.
Общение в семье подготовит малыша к жизни в обществе, воодушевит его на будущие победы и наделит опытом. Дети с развитой речью более уверены в себе, чем те, кто испытывает трудности при разговоре.
4.
В домах, где работают иностранцы, няням, родителям, бабушкам и дедушкам приходится делать дополнительные усилия, чтобы дети не путались в языках. Они, как губки, способны впитывать разные культуры, но, используя иностранные слова, неправильно строят предложения
Обращайте внимание на ошибки и исправляйте их, так вы поможете ребенку избежать лишних проблем в школе и при общении с друзьями
5.
Если вам нужно, чтобы ребенок какое-то время сидел спокойно, отвлеките его разговорами, а сами завершите необходимые процедуры.
Видео
Разговор с логопедом о том, как научить малыша говорить. При этом ведущая тоже дает интересные советы.
Не нужно стесняться играть, радоваться, веселиться, все это – залог вашей дальнейшей дружбы и взаимопонимания. А также уважения друг к другу. Вы будете уважать ребенка, и он научится уважать вас. Он не умеет еще говорить, но он уже видит вас, чувствует ваши эмоции, понимает ваши жесты, а это значит, что он уже личность. Он познает мир, а вы ему помогаете в этом. Разве это не прекрасно? Поделитесь с нами, может быть у вас есть какие-то интересные, придуманные вами игры? И еще очень интересно: а ваш малыш когда заговорил?
Двойняшки или тройняшки
Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?
Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое «улюканье» они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?
Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: «уточка плавает», «куп-куп», «мыть», «водичка» и так далее. Потом меняем детей местами — хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.
Как научить ребенка грамотно и красиво говорить?
Чтобы научить ребенка красиво говорить, достаточно соблюдать такие правила:
- старайтесь разговаривать максимально много с малышом;
- начинайте говорить с самого рождения;
- занимайтесь разговорной речью, как только малыш начал произносить звуки;
- никогда не перебивайте кроху;
- занимайтесь пальчиковой гимнастикой с рождения;
- не включайте телевизор, аудиокниги;
- ежедневно читайте сказки детям;
- учите стихи с ребенком, просите рассказывать с выражением и интонацией;
- если малыш произнес слово неправильно, обязательно поправьте его;
- всегда интересуйтесь его делами, выслушивайте ребенка до конца.
Активное слушанье и разговорная активность родителей являются наиболее важными составляющими грамотной речи малыша.
Речь – отражение развития мозга. Как научить ребенка говорить в возрасте 1,5 -3 лет?
На самом деле 1,5 года – не более чем ключевой пункт, позволяющий подвести некоторые итоги. Количество освоенных слов может серьезно отличаться, у разных детей варьируясь от 20 до 100 активных слов и звукоподражаний и более 200 – общего словарного запаса.
Гораздо большее значение сейчас имеют темпы прироста новых слов и качество произношения. Родителей должна насторожить слишком длительная задержка речи ребенка, как таковая, в первую очередь. Если малыш упорно не желает общаться, пробовать разговаривать, это может означать и проблемы с речью, и проблемы с развитием. Не обязательно это именно так, но на всякий случай проконсультируйтесь со специалистом. Кроме этого есть еще несколько поводов обратиться за помощью специалиста-логопеда.
Повод первый: Проблемы с речью могут возникать, если ребенок задержался на использовании, так называемых, «контурных» слов. Пытаясь повторить слово, малыш, воспроизводит его абрис, некий звуковой эскиз слова: к примеру, слово «кирпИчики», превращая в контурное «титИтики». Основа данного механизма заключается в звукоподражании слоговой природы слова. Изначально, это нормально. Но если слова, так и фиксируются в данной форме, не переходя со временем к нормальному, правильному названию предметов, рекомендуем обратиться к логопеду.
Повод второй: Еще одним поводом для обращения к специалистам служит устойчивое неправильное называние слов, к примеру, мазелин вместо вазелин. Как показывает практика, это в общем, не страшно, в единичных случаях ребенок, постепенно «уловит» разницу в звуках и исправится, при помощи родителей, конечно. Но не редко такие проблемы с речью означают, что ребенок просто не различает буквы, а от того использует одни вместо других. Не будет лишним, и проверить слух малыша.
Повод третий: Проблемы с речью в маленьком возрасте могут выражаться и в определенных сложностях в произношении некоторых отдельных звуков. Как правило, труднее всего деткам даются плавные «л» и «р», шипящие «ж» и «ш», свистящие «з» и «с», а также сочетание согласных звуков. Ошибки в звукопроизношении вызваны неумением ребенка, владеть собственным голосовым аппаратом, а кроме того недостаточно точным восприятием слышимой речи, несовершенством умения анализировать звуки языка
Важно заниматься с малышом, научить ребенка говорить правильно. Если данные сложности «зафиксируются», тогда на следующем этапе, в возрасте 3-4 лет, нужно будет преодолевать их вместе с логопедом
Почему ребенок не начинает говорить.
Активно разговаривать малыши начинают в период с 2 до 3 лет. К трем годам нормы речи ребенка определяют желательный словарный запас – в 1 300 слов. И если ребенок не заговорил в этот период, родителям стоит задуматься. Если во всех отношениях малыш здоров, счастлив и развивается, согласно педиатрическим нормам, паниковать пока не нужно.
Если же присутствуют:
- подозрения на отсутствие слуха;
- неврологические отклонения (замкнутость, гиперактивность, излишняя плаксивость или раздражительность);
- боязнь визуального контакта;
- общая задержка в развитии – искать причину проблем стоит совместно с лечащим врачом.
В таких случаях задержка речи может быть лишь следствием серьезных недугов. И только правильное лечение и индивидуально подобранные методики смогут помочь быстро скорректировать неврологические процессы и устранить речевую задержку.
Что влияет на речевое развитие детей
Развитие речи – это один из самых сложных, но и самых важных этапов в жизни человека.
На формирование способности изъясняться влияет очень много факторов, среди которых можно выделить:
Слуховое внимание. Без хорошо развитого слуха дети не смогут выучить речь, поскольку, чтобы что-то повторить, изначально они должны это услышать. Чтобы развить слуховое внимание, родители должны заниматься с малышами
Например, давать слушать музыку, тренировать понимание того, откуда звук следует. В последнем случае помогут погремушки. В разговоре можно использовать различные интонации, чтобы выработать понимание того, что ребёнка хвалят или, наоборот, его поведением недовольны. Кроме того, изменение интонации позволяет тренировать формирование темпа речи.
Моторное развитие. Языковое и моторное развитие тесно связаны, о чём мы уже говорили. Потому, чтобы развивать языковую составляющую, желательно использовать игры, которые заставляют ребёнка активно двигаться. Правда, в столь юном возрасте крохе трудно контролировать свои движения, особенно это касается мелкой моторики, которая физиологически развивается позднее крупной. И не стоит забывать об артикуляционной моторике. Улыбки, различные «рожицы», щёлканье языком и т.п. активизирует мышцы, отвечающие за правильное формирование звуков.
Интеллектуальный рост. Интеллектуальное развитие малыша прямо влияет на темп его языкового развития. В простонародье бытует мнение, что глупый ребёнок заговорит позднее умного. На самом деле темпы интеллектуального развития малыша можно ускорить. Для этого существуют специальные методики. Даже обыкновенные игры стимулируют интеллект крохи. Главное, заниматься с ребёнком систематически и не перегружать его, пытаясь «вылепить» вундеркинда.
Эмоциональное развитие. Эмоциональность стимулирует более быстрое становление речи. Именно потому мы инстинктивно разговариваем с ребёнком более эмоционально, чем со взрослыми. Это помогает ему более точно определить интонации и заставить захотеть ответит эмоцией на эмоцию.
Общение. Ребёнок быстрее заговорит, если ему будет с кем это сделать. Общение с родителями – это, конечно, хорошо, но малышам будет полезно общаться и с другими детьми. Потому желательно почаще выходить с ребёнком гулять на детские площадки и т.п.
Главное правило – заниматься с детьми. Чем больше усилий будет приложено к их развитию, тем быстрее получите отдачу. В младенчестве дети впитывают информацию как губки.
Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет
Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:
«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».
Р. Левыкин, психолог:
Для развития речи полезно:
- Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
- Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
- Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.
Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:
Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
- Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
- Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
- Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
- Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
- Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
- Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.
Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:
В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:
Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).
Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.
Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.
Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.
Как научить ребенка говорить? Советы родителям
1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте. Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.
2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.
3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет
Просто малышу важно слышать различные слова, интонации
4. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей.
5. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.
6. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют.
7. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.
8. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.
9. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.). Хорошо, если в ней будет много стихов.
10. Развивайте мелкую моторику: играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.), ближе к году начинайте заниматься рисованием, давайте малышу играть с мелкими предметами и конструктором (конечно, строго под вашим присмотром), как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопаткой, чуть позже – лепить куличики.
11. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки – после года.
12. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»
Развитие речи у детей до 2 лет
В год ребенок должен уже овладеть начальной базой, а затем его речевые навыки продолжают развиваться. Он уже умеет отказывать, если, например, не хочет есть, начинает строить простые фразы, запоминает большое количество новых слов. Этот период сопровождается лексическим взрывом. Речь наполняется глаголами и другими частями речи, кроха уже может произнести до 300-400 слов.
Мамам и папам в таком возрасте следует:
Использовать в разговоре новые слова, вовлекая в диалог ребенка. Специалисты утверждают, что чем чаще родители общаются с детьми до двух лет, тем выше будет интеллект в подростковом возрасте
Очень важно, чтобы малыш шел на контакт. Притворяться, что не понимают ребенка, и просить объяснить словами, выстраивая простой диалог
Поощрять попытки вступить в разговор. Если малыш сказал что-то непонятное, необходимо переспрашивать, но не выражать раздражение, проявляя только любовь и терпение. Привлекать к домашним делам. Можно попросить принести что-то или убрать за собой. Учить маленьких детей новым словам довольно трудно. Со сложностями сталкиваются не только родители, но и сам ребенок, так как он должен научиться управлять сотней мышц речевого тракта. В этом помогают мыльные пузыри.
Если малыш в полтора года не слушает окружающих, не произносит слова осознано, стоит заволноваться.
Развивайте мелкую моторику
Разрешайте ребенку трогать предметы на кухне, брать крупы, макароны (под присмотром, конечно). Моя дочка всегда любила переливать водичку из стакана и бутылку и наоборот, пересыпать гречку ложкой. Особенной популярностью пользовалась у нас сенсорная коробочка. Она брала оттуда ракушки, бусины, стеклянные камушки, сортировала и называла их.
Привлекайте ребенка к домашним делам. Пускай поможет вам слепить сырники или выложить ягоды на пирог. Моя дочка всегда помогает мне разгружать посудомоечную машинку. В это время я называю ей каждый предмет, а она повторяет. Ребенка постарше можно попросить посчитать тарелки, вилки, ложки.
Лепка из пластилина тоже хорошо развивает моторику пальцев. Лепить фигурки или картины из пластилина очень увлекательно. В готовую картину можно добавить бусин или детских макарон.
Говорят, что речевая активность ребенка находится у него на кончиках пальцев
Именно поэтому так важно развивать мелкую моторику. Стимулировать развитие речи ребенка вы можете уже с рождения, делая ежедневный массаж руками или массажными шариками
5 стадий развития речи
С самого рождения у малыша начинают формироваться речевые навыки. Этот процесс включает 5 стадий:
- Доречевой этап — крики и плач.
- Гуление. В возрасте нескольких месяцев ребенок издает первые звуки.
- Лепет — в 5-7 месяцев малыш издает звуки более отчетливо, начинает произносить слоги — ма, па, ба, в это время можно услышать первое «ма-ма».
- Псевдослова. В 7-9 месяцев ребенок произносит последовательность слогов, не имеющую предметной отнесенности и выражающую потребность или отношение. Также малыш начинает понимать слова и даже некоторые фразы взрослых.
- Первые слова. С 9 месяцев дети уже вкладывают смысл в то, что говорят.
Затем начинает увеличиваться словарный запас. После года малыш может произносить порядка 10 слов, при этом быстро учит и запоминает новые.
Продолжение обучения после 9 месяцев и до года
Малыш уже умеет произносить короткие фразы, называет предметы вслед за родителями. Он понимает больше, чем может выразить, и впервые осмысливает сказанное. Словарный запас в этом возрасте составляет до 20 слов. Поэтому родители интересуются, как разговорить ребенка в год.
Родители в таком возрасте должны:
- Комментировать все свои действия. Если мама и папа хотят, чтобы малыш узнавал их и осознавал, кто это, они должны говорить: «мама идет в магазин», «папа пьет чай». Лучше, если день проходит разнообразно и наполнен событиями. Это помогает ребенку запомнить больше новых слов.
- Рассказывать названия частей тела, предметов, имена родственников, со временем описания нужно делать более подробными, добавляя названия цветов. Если малыш повторяет, его нужно поддерживать, проговаривая слово еще раз.
- Во время разговора растягивать гласные звуки.
- Читать больше волшебных сказок с яркими иллюстрациями. При этом следует называть предметы и показывать их на рисунке.
- Помогать в развитии артикуляции. Для этого можно кривляться, показывать язык, строить рожицы. Это привлечет ребенка и спровоцирует его сделать зарядку для лица.
- Отучить от соски. Речь будет более затруднительной, если после года малыш не оказался от пустышки. В таком случае он не сможет полностью проговаривать буквы «п», «б» и другие, которые формируются в передней части рта.