Ребенок идет в 1 класс — что он должен знать и уметь?
Содержание:
- Кругозор
- Окружающий мир
- Математика
- Речевое развитие
- Мелкая моторика
- Нюансы и особенности некоторых дисциплин, рекомендуемых к освоению дошкольнику
- Что должен знать и уметь будущий первоклассник по ФГОС?
- Чему же надо учиться?
- Окружающий мир
- Общее развитие
- Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
- Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?
- Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически
- Требования к знаниям о себе и окружающем мире
- Что должен знать и уметь первоклассник?
- Должен ли дошколёнок уметь читать, писать и считать?
Кругозор
К 7 годам общий кругозор детей уже достаточно развит, и они без труда смогут ответить на вопросы по следующим темам:
-
называть полностью своё имя, фамилию и отчество;
-
говорить возраст и день рождения;
-
назвать фамилию, имя и отчество родителей, их место работы, профессию или род занятий;
-
рассказать про остальных членов семьи (имя, кем приходится)
-
назвать домашний адрес – город/посёлок/деревню, улицу, номер дома и квартиру, этаж;
-
знать название страны и столицы;
-
называть основные цвета и их оттенки;
-
различать и называть части тела человека;
-
иметь представление о профессиях;
-
различать предметы одежды, обуви, головные уборы;
-
называть виды наземного, водного, воздушного транспорта;
-
знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Окружающий мир
Придя в 1 класс, ребенок должен знать:
-
домашних и диких животных, называть их детёнышей;
-
различать птиц, называя несколько зимующих и перелётных;
-
называть и показывать несколько растений, деревьев, характерных для своего места проживания;
-
знать и различать овощи, фрукты, ягоды;
-
различать времена года, называть их признаки;
-
называть последовательно дни недели, месяцы.
Математика
К 1 классу ребёнок должен иметь определенный набор математических навыков:
-
знание цифр до 10;
-
соотнесение цифры с количеством предметов;
-
расположение цифр на числовой прямой;
-
прямой и обратный счёт;
-
сравнение групп предметов по количеству;
-
знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
-
сравнение и группировка предметы по разным признакам;
-
различение понятий “лево-право”, “вверху — внизу”;
-
умение ориентироваться на листе бумаги.
Речевое развитие
Должен ли ребёнок уметь читать перед школой? Это один из самых популярных вопросов родителей будущих первоклассников. Но однозначного ответа на него нет. Никто не будет укорять вас, если к 1 сентября малыш умеет соединять буквы в слоги и неуверенно пробует себя в чтении. Ровно так же учителя отнесутся и к первокласснику, который ещё только знаком с буквами. В школе каждого ребёнка обязательно научат читать и писать. Однако перед школой хороший уровень речевого развития создаёт уверенную базу для освоения грамоты.
Также обязательно уделите внимание произношению. Отсутствие дефектов в речи, чёткость артикуляции – всё это влияет на способность грамотно читать и писать
Если у вас вдруг появились сомнения, что у ребенка не всё хорошо с произношением, то сходите на консультацию к логопеду.
Малыш должен уметь определять количество слогов и находить положение звука в слове, произносить слова чётко по слогам и различать множественное и единственное число.
Кроме этого, первокласснику необходимо уметь пересказывать небольшой рассказ, отвечать на вопросы по тексту, заучивать наизусть стихотворения, составлять рассказ по картинке, рассказывать о каком-то предмете, исправлять неправильно построенное предложение и отгадывать загадки и ребусы.
Чтобы научиться этим навыкам, как можно чаще читайте вместе с ребёнком и обсуждайте прочитанное. Так вы поможете малышу последовательно выражать свои мысли, задавать вопросы по тексту и развёрнуто отвечать на них, а также анализировать прочитанное и, конечно, развивать словарный запас.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики подготовит будущего первоклассника к освоению навыка письма. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, кисточку, уметь вести ровную, волнистую, ломаную линии, рисовать карандашами и красками, штриховать, обводить по контуру, закрашивать, не выходя за границы, дорисовать часть симметричного рисунка и перерисовывать фигуры образца.
Обязательно нужно научить малыша пользоваться ножницами: резать полоски и аккуратно вырезать по контуру несложные геометрические фигуры. Не стоит забывать об аппликации, лепке пластилином, собирании пазлов, мозаик, конструкторов. А также создавайте вместе с ребёнком поделки из различных круп, камешков, палочек, песка.
Но самое главное, даже если ваш малыш не знает что-то, это не причина для огорчения, ругани и наказания. Всегда найдите повод, за который можно похвалить ребёнка: “У тебя вышло не очень хорошо, но сегодня ты старался больше, чем вчера!”, “Нестрашно, что ты этого не знал, ты ещё учишься. Но ты очень хорошо ответил первый вопрос!”.
Помогите своему первокласснику обрести уверенность в себе, и тогда у него точно всё получится!
Нюансы и особенности некоторых дисциплин, рекомендуемых к освоению дошкольнику
Если все, что было перечислено, вполне доступно родителям к самостоятельной реализации. Либо может быть проверено ими, если ребенок получает эти знания где-то в развивающей студии или детском саду, то отдельные моменты нуждаются в пояснениях.
Так, например, то же чтение, требует соблюдения ряда правил, которые позволят ребенку в будущем хорошо справится с этим навыком. Если же обучение будет построено неверно, то это приведет к тому, что ребенка придется переучивать, что вызовет дополнительный стресс у него и недоверие к авторитету взрослых. Такие же моменты есть и в других вопросах, рассмотрим их.
Произношение и развитие речи, — является основой для освоения грамоты, то есть чтения и письма. От ребенка требуется:
-
четко произносить звуки (если есть проблемы с произношением необходима консультация логопеда);
-
иметь хорошую артикуляцию;
-
уметь выделять определённый звук в слове и находить его место в слове;
-
определять количество и последовательность звуков в коротких словах, «кот», «дом» и т.п.;
-
произносить слова по слогам.
Для того, чтобы ребенок это усвоил необходимо читать с ним и обсуждать прочитанное. Учить ребенка четко и последовательно выражать мысли, описывать прочитанное. Обязательно следует поощрять ребенка к высказыванию им развернутых фраз, уточнять детали прочитанного и просить высказывать свое мнение.
Математика и счет, ребенку желательно:
-
уметь считать хотя бы до 20;
-
иметь базовые навыки счета;
-
иметь простейшие арифметические знания.
Для освоения математических премудростей и цифр необходимо считать с ребенком бытовые предметы, птичек, машины и вообще все, что может попасть под руку. Столкнувшись с возможностью решения простейшего примера, можно предлагать ребенку его решить, например, — «У меня одна конфета, а у тебя три. Сколько их всего?». Помимо арифметики это научит ребенка воспринимать задание на слух, что очень помогает в обучении.
Кроме этого надо учить ребенка написанию цифр, выкладывая их вместе с ним из камушков, рисуя палочкой на песке и используя традиционный метод – карандаш и бумагу.
Развитие мелкой моторики. Эти навыки лежат в основе обучения письму, но даже не это главное. Последние исследования указывают, что она влияет также и на развитие абстрактного мышления и памяти. От ребенка потребуется:
-
правильно держать ручку, карандаш и кисточку;
-
уметь регулировать нажим и наклон при письме.
Для улучшения и развития навыков незаменимы лепка и изготовление поделок. Благо сейчас в материальном обеспечении рукоделия недостатка нет.
Чтение (возвращаясь к начатому с этого вопроса). Читать или не читать, должен ребенок — это уметь перед школой или нет?
Здесь однозначной позиции нет даже между педагогами. Однако на изучение азбуки в современной школе отведено не так много времени. Исходя из этого надо подойти к каждому случаю индивидуально:
Если родитель или кто-то из близких ему взрослых в семье, в состоянии проявить педагогические таланты и в игровой форме, ненавязчиво и весело научит ребенка буквам и сложению их правильно в слоги, а потом в слова – радуйтесь
В будущем навык ребенку очень пригодится и позволит совершить «успешный старт» в обучении;
Однако если этого нет, стоит с большим опасением и вниманием отнести к предложениям разных обучающих центров научить ребенка читать. Только имея отзывы от надежных свидетелей их профессионализма стоит доверять им обучение ребенка и то, необходимо лично проверять ребенка на правильность его обучения чтению
Если такая проверка затруднительна для родителя, лучше этого не делать. Педагог в школе способен научить читать ребенка правильно и если он пришел в школу не умея читать, что же, — значит хорошему педагогу придется поднапрячься;
Намного важнее научить ребенка понимать прочитанное. Для этого нужно читать ему больше хороших и нужных книг и рассказов. Обсуждать их с ним, просить пересказывать, отвечать на вопросы и спрашивать у него.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник по ФГОС?
Осталось совсем немного времени, как начнется новый учебный год, а вместе с тем и новая ступень в жизни ребенка и соответственно их родителей! Если Ваш малыш пойдет в первый класс, то следует подготовиться к этому заранее
И мы говорим не про вещи, хотя и это очень важно, а про моральную готовность ребенка к школе
Мы уже говорили, что нужно нужно купить для первоклассника, теперь же поговорим о том, что должен знать ребенок в 7 лет перед поступлением в школу по ФГОС.
Так как первый класс это серьезный этап в жизни, к нему необходимо подготовиться, и для этого, кто-то записывает своих деток на подготовительные занятия в той школе, в которой планируют обучаться, а кто-то старается привить знания самостоятельно.
Стоит отметить, что у образовательных учреждений, свои требования к первоклассникам, и поэтому какие-то знания и умения из представленного ниже списка могут быть обязательны для одной школы, и предпочтительными для другой.
Мы подразделили список на несколько категорий:
- Всеобщий кругозор
- Логика и мышление
- Чтение и речь
- Математика
Всеобщий кругозор
- Знать свои ФИО — это самое первое, что должен знать ребенок.
- Назвать своих родителей (ФИО), место их работы или приблизительный род деятельности.
- Назвать адрес своего места жительства, включая название страны и города
- Перечислить виды спорта или профессий
- Назвать основные оттенки цветов
- Перечислить времени года
- Назвать известных писателей (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и т.д.)
- Знать основные правила дорожного движения (из скольки цветов состоит светофор, на какой свет можно переходить дорогу)
- Знать правила поведения в обществе.
- Назвать виды овощей и фруктов
- Знать дни недели
- Перечислить месяцы в году
Если вы еще только ходите в садик, то вам будет интересно узнать, что подарить детям на выпускной в детском садике от родительского комитета.
Логика и мышление
- Разложить картинки по категориям (например: шубу, пальто — к зимней одежде, тогда, как шорты, майку к летней и т.д.)
- Назвать последовательность времен года
- Отгадывать простые задачки и головоломки
- Умение задавать вопросы, а также отвечать на них
- Уметь находить различия в двух картинках
Чтение и речь
- Разбивать слова по слогам
- Уметь управлять интонацией, и применять во фразе (восклицание, вопрос, утверждение)
- Составлять небольшой рассказ и 3 — 5 предложений по картинке
- Уметь запоминать и пересказывать небольшой текст из 3 — 5 предложений
- Некоторые школы требуют, чтобы первоклассник мог читать со скоростью не менее 20 — 25 слов в минуту, но опять же, это требование в отдельных образовательных учреждениях.
- Должен уметь находить гласные и согласные буквы в слове.
Для того чтобы развить в ребенке эти умения, советуем совместно читать сказки и рассказы, и просить ребенка пересказать услышанное, вместе рисовать и придумывать небольшие рассказы по картинке. Также будет уместным придумать игру, где вы сможете увеличить кругозор и словарный запас ребенка (Например: вы говорите горячий, а ваш ребенок должен назвать антоним — холодный, или же Вы говорите: Мороз, а ребенок называет синоним — холод и т.д.). Все эти занятия способствуют развитию вашего малыша, начинайте практиковать занятия в виде игр с самого раннего возраста.
Если ваш ребенок пойдет в первый класс, то вам будет полезна статья о том, как выбрать рюкзак для первоклассника.
Математика
- Уметь считать от одного до десяти, а также обратный счет.
- Должен уметь решать простейшие задачи, с вычитанием или сложением единицы
- Знать, что такое длина, ширина и высота и сравнивать по этим показателям предметы
Как видите, требований того, что должен знать и уметь будущий первоклассник идя в школу очень много, и это действительно так, но начав подготовку малыша заранее, можно избежать множество трудностей в первом классе.
Советы
Как мы написали выше, стоит задумать о подготовке уже на раннем возрасте, придумывайте интересные игры, которые будут не только развивать физические стороны ребенка, но также мышление и логику.
Придумывайте с малышом вместе сказки, или альтернативные концовки известных сказок, интересно будет не только ребенку, но и вам, это поможет развить фантазию.
Обучайте с помощью игр синонимам и антонимам, тем самым повышая уровень речи будущего первоклассника.
Если Вы в этом году впервые поведете ребенка в первый класс, то рекомендуем ознакомиться с тем, что можно подарить учителю на 1 сентября, думаем список вариантов будет вам полезен.
Загрузка …
Чему же надо учиться?
Школа была создана человечеством именно для того, чтобы научить ребенка различным дисциплинам. Постоянные реформы и колебания обучающих программ ложатся бременем на самых близких ребенку людей – родителей. Однако и всё же, — задача родителей и их реальные возможности лежат в иной плоскости.
Максимальный успех в воспитании, на который должны ориентироваться родители, — это воспитать уверенную в себе, активную, самостоятельную, ответственную, внимательную к другим людям и добрую личность. Человека, — который понимает себе цену и пойдет по жизни с чувством собственного достоинства.
Думать родителям нужно именно в этом направлении, а школа – это очередная ступень к взрослению. Далеко не все знания, полученные в ней, будут чего-то стоить в будущем. Во главе же процесса подготовки ребенка к школе должна стать вера в его способности и уникальность. Именно такая вера родителей помогает и стимулирует детей к успехам, в том числе и в учебе.
Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок», Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды»; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.
Окружающий мир
Сложно однозначно сказать, что должен знать ребенок к первому классу. Обычно диагностику проводит школьный психолог.
Беседа с ним может включать следующие вопросы:
- имя и фамилия ребенка;
- возраст;
- место жительства;
- имена и фамилии родителей и их места работы.
Оцениваются не только знания дошкольника, но и его способность связно разговаривать. Он должен уметь строить предложения, полно отвечать. Иногда родителям кажется, что достаточно того, что ребенок заучил наизусть их места работы. Намного важнее другое: дошкольник должен понимать, чем занимаются его мама и папа.
Например, он может ответить:
- мама работает воспитателем, она учит маленьких детей и играет с ними в садике;
- папа полицейский, и он ловит преступников.
Он ориентируется в этих терминах, понимает, что такое утро, день, вечер. Хорошим преимуществом будет умение использовать часы. Только нужно учить дошкольника смотреть время не по электронному табло, а по обычному стрелочному.
Дошкольник должен ориентироваться в днях недели, понимать связь природных явлений и времени года. Например, снег идет зимой, летом жарко и можно купаться и т. п. Психолог может спросить его о том, какие птицы бывают, где обитают те или иные животные.
Общее развитие
Семья и место жительства
назвать своё полное имя (ФИО), имена родителей, бабушки и дедушки
профессии родителей
свой домашний адрес (от номера квартиры и этажа до названия города) и телефон
родная страна и хотя бы несколько других стран мира
Природа
названия самых распространённых растений, животных, насекомых
различать зверей, птиц и рыб, называть отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)
отличать диких животных от домашних и приводить примеры тех и других
называть обителей морей
отличать деревья от кустарников
отличать фрукты, ягоды, овощи, приводить примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду)
приводить примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах и на деревьях
приводить примеры овощей, которые растут в земле, на грядке, висят на ветках
привести примеры овощей и фруктов разных цветов
назвать основные лесные деревья, кусты, ягоды и грибы
рассказать, зачем нужны домашние животные (животные фермы)
знать названия детёнышей животных и называть их именно так (а не называть щенка собакой): жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, щенок, поросёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, бельчонок, цыплёнок, утёнок, и прочие
Набор от Safari из 11 фигурок детёнышей диких животных, которые помогут ребёнку запомнить названия животных: зебры, панды, бегемота, шимпанзе, носорога, аллигатора, гориллы, слона, тигра, белого медведя и жирафа.
назвать самые распространённые комнатные растения, которые есть дома, в детском саду (желательно знать хотя бы часть данных растений: фикус, кактус, фиалка, герань, щучий хвост (сансевьерия), алоэ, хлорофитум, фуксия, традесканция, каланхоэ, бегония, антуриум, юкка)
знать некоторые камни и минералы (обратите внимание на энциклопедии Росмэн)
желательно знать названия хотя бы некоторых планет, понимать, что Солнце — не планета, а звезда, а Луна — спутник Земли)
Вещи, формы, технологии
виды транспорта: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами)
какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг (не путать круг и шар)
различать и приводить примеры: мебель, посуда, одежда, обувь
знать, что есть в школе (класс, парта, портфель, школьный звонок, столовая, сменная обувь и прочее)
знать, (тетради, учебники, пенал с ручками и карандашами, школьная форма)
очень важно, чтобы ребёнок смог ответить на вопрос, зачем он идет в школу, что ему может здесь понравиться (учителя, новые знания, друзья, школьный автобус, писать на школьной доске, интересные учебники…)
Человек и общество
различать лево-право, верх-низ, спереди-сзади, уметь показать правый глаз, левое ухо, левое колено, правый локоть, и т. п.
дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена, и т. п.
понятия раньше-позже
профессии
виды спорта
основные правила дорожного движения и дорожные знаки (светофор, пешеходный переход)
называть фамилии известных писателей и поэтов
называть основные праздники
уметь рассказать о своих увлечениях
понимать, что такое деньги, различать рубль и копейку
Календарь и природные явления
знать времена года и их последовательность, сколько месяцев в году, с какого месяца начинается год
ориентироваться во времени, знать времена суток
знать, сколько дней в месяце (около 30), дней в неделе, часов в сутках, знать дни недели
знать о природных и погодных явлениях (гроза, метель, засуха, извержение вулкана)
когда что делаем: снег бывает зимой (катаемся на лыжах, санках), купаться можно летом, сажаем цветы весной, собираем урожай осенью
Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:
-
Грамматика:
- знание всех букв алфавита, правила их написания как с большой, так и маленькой буквы, печатными и прописными;
- умение определить мягкие, твердые, гласные и согласные звуки и буквы; знать, как они пишутся;
- составление до 5 предложений на заданную тематику, самостоятельно проставлять ударение;
- навыки звукового и зрительного диктанта;
- чтение слов по правилам орфографии и орфоэпии;
- плавное чтение по слогам со скоростью не ниже 35 слов в минуту.
-
Математика:
- счет до 100, определение предыдущего и последующего числа, однозначного и двузначного;
- знать, что двузначное число состоит из десятков и единиц, уметь вычислять в пределах 20;
- ориентироваться в определениях: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
- знать единицы измерения длины;
- решать задачи с простым условием на сложение, вычитание, сравнение.
-
решение задач на два действия.
-
Русский язык:
- по интонации различать восклицательное, вопросительное и простое предложение;
- знать пословицы и поговорки с учетом возраста;
- строить предложения и оформлять (знаки препинания);
- различать звуки и буквы (определение в слове их количества), гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые, мягкие, глухие и звонкие);
- знать правила переноса и деления на слоги, проставлять ударения.
-
Окружающая среда. Знание таких тем:
- солнечное и лунное светило. Их форма, основная информация. Звезды;
- разнообразие камней;
- растения, их части. Деревья, кусты, трава;
- виды животных, насекомых, птиц, рыб;
- живая природа, ее признаки, условия существования всего живого, охрана окружающего мира. Экология;
- неживая природа и ее признаки. Разное состояние воды (лед, снег, пар).
- времена года;
- основы личной гигиены;
- правила поведения на воде, на дороге, в быту. Определение необходимых дорожных знаков, правила дорожного движения, переход улицы;
- реки, озера, водоемы;
- виды транспорта и сферы их использования;
- овощи, фрукты, их влияние на организм человека;
- планета, страна, город и основная информация о них;
-
профессии.
Также ребенок должен уметь:
отличать живую природу от неживой по основным признакам;
называть представителей каждой группы растений и животных, по несколько штук;
различать изученных животных, рыб, транспорт, времена года, водоемы, профессии;
вести наблюдение за изменениями природы, объяснять важность ее охраны;
соблюдать изученные правила безопасности.
Первый класс — важный период не только для первоклассника, но и для его родителей, которые начинают подготовку уже заранее. Чтобы помочь ребенку легче справляться с заданиями в школе, необходимо начать его развитие с детства. Но если за год до тестирования видно, что малыш отстает, то рекомендуем обратиться к специалистам, которые подкорректируют методы обучения и помогут выровнять уровень подготовки до необходимого.
Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?
Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в 1 классе и судить о его развитии в целом.
Будущий школьник должен:
- Правильно и отчетливо выговаривать все звуки и слова со сложным произношением.
- Не стесняться принимать участие в общем разговоре. Но есть и стеснительные детки, которые активно поддерживают разговор со своими родными и знакомыми.
- Правильно формулировать полноценный ответ на вопрос и самому научиться грамотно их задавать.
Кроме того, что будущий ученик должен иметь хорошо развитую речь, выговаривать правильно слова и звуки, к сегодняшней подготовке дошкольника предъявляют еще целый ряд требований.
Как узнать, готов ли ребенок к школе психологически
Чтобы с первых дней обучения в школе занятия не превратились для ребенка в непосильную ношу, нужно обратить внимание не только на первоначальные знания, с которыми малыш идет в первый класс. Большую роль в успешном обучении играет психологическая готовность маленького человечка к вливанию в новый коллектив и обучению
Психологическая незрелость ребенка может вызвать затруднения в обучении
Проблемой для первоклассника может оказаться как непонимание какого-либо предмета, так и его неусидчивость и невнимание. Поэтому задачей родителей и воспитателей в детском саду является не только обучение дошкольника знаниям, необходимым при поступлении в школу, но и его психологическая подготовка
Развитие у ребенка тяги к познанию и усидчивости
Ребенку бывает сложно сконцентрироваться на школьной программе из-за того, что спокойно высидеть 30-45 минут на уроке ему просто не по силам
Поэтому перед школой важно не только выучить с ребенком алфавит или научить его считать. Необходимо развивать у дошколят усидчивость и тягу к познанию нового.
Только знания являются залогом успеха в жизни
Будущему первокласснику нужно объяснить, что он идет в школу не потому, что так положено и в школу ходят все дети, а потому, что только полученные в процессе обучения знания помогут ему в будущем стать достойным и успешным человеком и добиться больших успехов в жизни.
Обучение в школе — ответственное и важное задание
Собирающемуся стать первоклассником малышу нужно объяснить, что учеба в школе – это самое важное и ответственное задание
Ребенка в школьной жизни должны привлекать не только ее внешние атрибуты – красивая форма и новенький портфель, но и возможность каждый день узнавать что-то интересное, обогащая свою жизнь новыми знаниями и впечатлениями.
К сожалению, нашим детям не оставили выбора, когда практически везде ввели обучение в школе с 6 лет.
Поэтому только внимание и забота близких людей помогут психологически не готовому к школе ребенку преодолеть трудности на первом этапе обучения.
Требования к знаниям о себе и окружающем мире
Общее понимание вопросов, связанных с повседневной жизнью человека является естественным требованием для ребенка, который начинает покидать пределы своего узкого семейного круга и вступает в социум. Поэтому, при нормальном отношении к ребенку, со стороны близких ему взрослых людей эти знания он усвоит легко.
Вот, что должен знать ребенок перед школой:
-
Имя, отчество, фамилию, дату своего рождения и возраст, а также Ф.И.О. родителей и близких родственников, возраст родителей и род их деятельности.
-
Свой домашний адрес, название города (села) в котором живет, столицу государства.
-
Времена года, месяцы, их количество и последовательность, дни недели и части суток. Уметь описать явления, связанные с временами года и назвать месяцы по отношению к временам года.
-
Основные цвета и геометрические фигуры.
-
Основные профессии людей и с чем они связаны.
-
Животных, птиц, насекомых и их отличия, — хищные и травоядные, домашние и дикие, и т.п.
-
Растения и их отличия. – кусты, деревья, трава, цветы, дикие-культурные, ягодные-плодовые, садовые-огородные, их название и прочие.
-
Как ориентироваться в пространстве, — «право-лево», «верх-низ», «впереди-сзади» и т.д.
-
Самостоятельно одеваться, раздеваться и складывать вещи аккуратно.
Все это надо не упускать из вида при воспитании ребенка. Рассказывая и показывая при случае ему все и расспрашивая о том, что он усвоил. Имеющиеся пробелы вовремя восполнять.
Что должен знать и уметь первоклассник?
Перечень требуемых знаний и навыков первоклассника в каждой школе может быть различным.
Однако, существует определенный минимум знаний, который мы сейчас и обсудим. Кроме того, мы изучим ряд вопросов, которые рекомендуется задать ребенку накануне 1 сентября.
Итак, что нужно знать первокласснику?
- Свое ФИО, дату рождения;
- имена всех членов семьи;
- кем приходятся ребенку;
- номер домашнего телефона, адрес.
Ещё желательно, чтобы ребенок умел:
- называть весь алфавит в правильном порядке;
- различать согласные и гласные буквы;
- считать до 20 и обратно;
- различать цвета и оттенки;
- различать право, лево, прямо, назад, вперед;
- называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, ромб);
- ориентироваться во времени;
- различать времена года, месяцы, дни недели;
- различать понятия: «выходной», «рабочий (учебный)» и «праздничный» день.
Отдельного внимания заслуживают правила поведения.
Итак, первоклассник должен:
- правильно здороваться. По отношению к учителям и другим взрослым не должно быть никаких «Здрасьти», «Привет» и так далее.
- вежливо прощаться;
- не вмешиваться в разговоры взрослых;
- правильно просить взрослого помочь и благодарить за оказанную помощь;
- разговаривать ровно, спокойно, без сильного повышения голоса;
- говорить «Пожалуйста» при просьбе;
- правильно извиняться в случае оплошности;
- следить за аккуратностью, чистотой и порядком.
Кстати, к списку тех вещей, что нужны будущему первокласснику, нужно обязательно прибавить:
- бумажные платочки;
- влажные салфетки;
- для девочки добавить зеркальце и расческу.
Если у вас первоклассник
Он должен знать, что:
- девочку и уж тем более женщину нужно всегда пропускать вперед;
- перед девочкой нужно открыть дверь;
- девочке нужно помогать на переменах, дежурствах и так далее.
Если у вас первоклассница
Она должна:
- всегда следить за своим внешним видом;
- уметь правильно отреагировать, если мальчики обижают (дергают за косички, отнимают вещи и так далее).
Должен ли дошколёнок уметь читать, писать и считать?
Теоретически — нет, ведь начальная школа была создана именно для обучения детей этим базовым навыкам. Но на самом деле — да. Раньше действительно можно было отдать ребёнка в первый класс с нулевым уровнем знаний. Однако современные реалии диктуют другие правила.
Сегодня многие родители едва ли не с пелёнок начинают развивать малышей по всем направлениям. В итоге некоторые дети в первом классе уже пишут, считают и бегло читают, иногда даже на английском. Без определённой базы знаний ваш ребёнок может некомфортно себя чувствовать на их фоне. Темп обучения за последние годы тоже очень ускорился. Неподготовленному первоклашке будет сложно за ним угнаться.