Японская система воспитания детей: плюсы и минусы
Содержание:
- Важность ежедневной прогулки
- Эрабитори (Выбрать и взять)
- Единство матери и дитя
- Программы стажировки
- Японская тактика, которая не допускает, в частности, запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Metro обсудило эту систему воспитания с психологом, чтобы понять, с чем японцы перегибают палку.
- Baby Boss по японски. Чему нас учит опыт Страны Восходящего Солнца?
- Не выделяйся
- В Японии и не только
- Ребенок – бог
- Система воспитания в Японии.
- Икудзи – взгляд со стороны европейцев
- Потеря индивидуальности
- Японцы часто идут работать сразу после школы
- Все начинается с семьи
- В Японии очень низкий уровень преступности
- Восприятие мира
- В заключение
Важность ежедневной прогулки
Но почему от ограничений в период пандемии больше всего пострадали дети из Японии? Исследование проводилось в густонаселенном Гонконге, где многие люди вынуждены жить в небольших квартирах. Маленькие помещения сами по себе способны сильно напрягать зрение, поэтому городским жителям и особенно детям обязательно нужно как можно чаще бывать на улице. Но в условиях пандемии, конечно же, соблюдать это правило здорового образа жизни очень сложно. Особенно в таком большом и плотном городе, как Гонконг.
Многие ограничения в Гонконге уже отменены
Авторы научной работы на всякий случай подчеркнули, что они провели всего лишь обзорное исследование. Также стоит отметить, что их наблюдения базировались только на словах детей, которые в своих анкетах вполне могли соврать о своем образе жизни. Это значит, что к результатам исследования стоит относиться с высокой долей скептицизма. Но лично я считаю, что результаты находятся недалеко от правды, потому что изоляция во время пандемии действительно плохо повлияла на здоровье людей. Но это были очень вынужденные меры и если бы не они, ситуация в мире могла бы оказаться гораздо хуже, чем сейчас.
Интересно было бы узнать, как во время карантина изменилось зрение у взрослых людей. На данный момент известно лишь то, что мужчины и женщины стали вести еще менее активный образ жизни, а некоторые вовсе обзавелись психическими расстройствами. Даже в самом 2020 году моя коллега Любовь Соковикова рассказала о том, что изоляционные меры привели к росту количества смерти по собственному желанию. Вот статья.
Эрабитори (Выбрать и взять)
Эта церемония известна как «Выбери и возьми предмет» (び 取). Erabitori также проводится в первый день рождения ребенка. На полу перед младенцем выставлено несколько различных предметов со специфической символикой. Говорят, что тот, который первым выберет ребенок, показывает его или ее призвание, склонность к его или ее будущему. Традиционно элементами для мальчиков были счеты, писчая кисть и коса. Что касается девочек, то книжка и футляр для булавок. Однако в настоящее время большинство японских родителей с удовольствием представляют несколько предметов, проверяя, какой из них выбрал их ребенок. Наиболее распространенными предметами, также сохраняющими символику, являются: счеты, писчая кисть или ручка, ножницы, палочки для еды, книга или словарь, деньги, измерительная линейка и мяч или обувь.
Это одни из первых из многих особых семейных праздников, которыми японские дети могут наслаждаться на протяжении всей своей жизни.
Действительно, японское общество хорошо известно своим напряженным образом жизни. Эти традиции представляют собой интересный взгляд на то, как японцы приобщаются к ответственности и принятию решений с действительно раннего возраста.
Просмотры: 1 342
Единство матери и дитя
Пот, боль, слезы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Ее маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золоченными буквами – имя матери и дата рождения ребенка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и ее чада.
Мам в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».
Испокон веков воспитание детей в японской семье – обязанность женщины. Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.
Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины – быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.
Более того, до года мать и дитя – практически единое целое. Куда бы не направлялась японка, чем бы не занималась, малютка всегда рядом – у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с «кармашками» для детей.
«Амаэ» – тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить и обидеть свою мать.
Программы стажировки
Для студентов существует 3 программы стажировок:
-
«Стажёр — исследователь» — 2 года стажировки. Условия для кандидатов:
- наличие диплома о высшем образовании или доказательство нахождения на последнем курсе обучения;
- не старше 35 лет;
- перед началом стажировки определить её цель и обосновать на собеседовании;
- владеть японским языком или пройти полугодичные курсы по его обучению.
Выбор студента проходит на конкурсной основе.
-
«Студент» — 5 лет стажировки. Условия для кандидата:
- наличие 11-летнего стажа обучения;
- знание японского или английского языка на свободном уровне;
- не моложе 17 и не старше 22 лет.
Выбор студента проходит на конкурсной основе с прохождением собеседования на английском или японском языке.
-
«Японский язык и японская культура» — 9 месяцев стажировки. Условия для кандидата:
- не моложе 18 и не старше 29 лет;
- гражданин РФ, Армении или Туркменистана;
- специализация обучения на японоведении;
- наличие знания японского языка.
Выбор студента проходит на конкурсной основе с прохождением собеседования на английском или японском языке.
Если студент живет за границей Японии, но хочет получить место на стажировку, то можно обратиться в УФМС и оформить визу практиканта. Но при таком варианте стажировка не будет оплачиваться, и студенту придётся подрабатывать в другом месте.
Но если показать себя на практике, то есть большая вероятность остаться на своём рабочем месте, но уже на постоянный график и с высокой заработной платой. Япония очень позитивно реагирует на такие способы прохождения стажировок, и почти все заявки одобряются.
Японская тактика, которая не допускает, в частности, запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Metro обсудило эту систему воспитания с психологом, чтобы понять, с чем японцы перегибают палку.
Ступени японского воспитания имеют многовековые традиции. Они неразрывно связаны с культурой и менталитетом японцев.
До 5 лет – «период императора»
До 5 лет японский малыш практически не знает запретов. До этого возраста ребёнок считается «императором»: его купают в любви и ничего не запрещают. В Японии вы не увидите, как на капризного малыша ругаются родители, да и прохожие не станут требовать: «Уймите своего ребёнка!» Мир для малыша практически не имеет границ. В период «императора» японские дети неразрывно связаны с матерью. Мама продолжительное время носит чадо на руках, спит вместе с ним и выполняет все прихоти. Роль отца в это время не так велика, она ограничивается лишь развлечениями по выходным.
С 6 до 15 лет – «период раба»
В 6 лет японские дети идут в школу – и всё кардинально меняется. Их сладкая жизнь под боком у мамы сменяется «рабским» трудом в школе, где царят дисциплина и подчинение. Внешний вид и поведение строго регламентированы. Нужно быть как все – и это главный принцип японской школьной системы. Для традиционного японского воспитания характерно разделение по гендерному признаку. Подход к обучению мальчиков более строгий, для них обязательны дополнительные занятия и внеклассное обучение. На кухню им вход закрыт, это женский мир. Мальчик воспринимается как наследник, и в него вкладывают определённые знания и навыки, которые позволяют добиваться серьёзных результатов.
16 лет и старше – «период равного»
Традиционное японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение, отчуждение от семьи, клана, коллектива. С детства в сознание малышей закладывается страх перед осуждением общества, не быть таким, как все, – плохо. Фраза «Над тобой будут все смеяться» – хуже любого наказания и запрета. С 16 лет, когда наступает период «равного», молодые японцы становятся частью большого общества, и главное для них – не совершить какую-то ошибку, которая навлечёт его осуждение.
Айна Громова
психолог, врач-психиатр
Япония только с первого взгляда кажется раем для детей, которым ничего не запрещают. Если посмотреть на общество в Стране восходящего солнца, то его с трудом можно назвать здоровым и счастливым. За Японией закрепилось одно из первых мест в мире по количеству депрессий, суицидов, там очень высок уровень алкоголизма. Разберём несколько «перегибов» в методах воспитания в этой стране. Отсутствие слова «нет» в системе воспитания приводит к тому, что ребёнок растёт в искусственной среде, в «консервной банке». Вседозволенностью мы обрекаем детей на то, что каждое «нет» будет наносить им травму и вызывать кризис. Без запретов у ребёнка нет границ и ориентиров, формирование здоровой личности без здоровых ограничений невозможно.
Личность становится зрелой тогда, когда человек понимает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Инфантильные, слабые люди чаще всего вырастают в семьях с гиперопекой родителей, где мама, бабушка, папа и так далее сами устраняли любой дискомфорт, с которым сталкивался малыш. Другой вопрос, что рамки дозволенного не должны быть слишком узкими. Когда запретов чересчур много, это также не даёт возможность развиваться ребёнку в полной мере. Можно всё и ничего нельзя – две крайности, которые стоит избегать.
Японский принцип «Будь как все!» мешает росту личности
Ребёнка важно научить делать собственный выбор, высказывать мнение, понимать свои чувства и желания, нужно развивать его индивидуальные особенности. Без всего этого не может сформироваться здоровая гармоничная личность
Когда тебя с детства ориентируют на то, что ты ни в коем случае не должен быть отвергнут, что ты должен уважать мнение большинства и прислушиваться к нему, ты рискуешь стать жертвой травли…
Ты не можешь адекватно оценивать себя и мир вокруг. Зависимость от чужого мнения делает человека очень уязвимым, вгоняет его в невротические рамки. Многие японцы, к примеру, крайне тяжело переживают увольнение с работы
Уважение старших, умение быть частью социальной группы – это важно, но нужен баланс. Нельзя воспитывать эгоцентрика, зацикленного на себе, но опасно развивать у ребёнка зависимость от мнения других
виктория мельникова
Baby Boss по японски. Чему нас учит опыт Страны Восходящего Солнца?
Японцы всегда имели правила и ограничения для детей Светлана Белецкая Мар 30, 2017
Люби 621
Итак, система включает в себя три этапа:
- от 0 до 5 лет: «император»
- с 6 до 15: «робот»
- с 16 и старше: «равный»
Милый и нежный возраст: «император»
В этом возрасте дети не знают фактически никаких запретов
Их предостерегают: внимание, здесь грязно или это очень опасно
У малышей нет рамок, мир для них безграничен. Если малыш повредился, то всю ответственность мать берет на себя. До того времени пока малыш не пошел в садик или в школу, он находится возле матери.
По-моему, пока нет отличий между нашим воспитанием и восточной мудростью. Однако, в Японии не положено, что бы малыш помогал ей по дому, мыл посуду или полы. Она должна успевать все сама. А что же отец? В этом возрасте ему отводится второстепенная роль: на выходные сводить ребенка в парк и на аттракционы.
На малышей не принято повышать голос, наказывать телесно, читать нравоучения. Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя, как ему угодно, но если малыш взбесился или нахулиганил, то поставить его на место очень просто. Маме просто стоит сказать: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой будут все смеяться». Оказывается, этого достаточно!
Следующий этап — с 6 до 15: «робот»
Почему «робот»? С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.
Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.
Не выделяйся
В Японии не принято сравнивать детей друг с другом. Педагог или учитель не выделяет лучших и не ругает худших. Все дети равны. Действует принцип «не выделяйся».
Главной задачей детского сада является не образование, а привитие чувства коллективизма. Ребёнка учат в первую очередь быть частью общества и интересы группы или коллектива выходят на первый план.
В школе детей учат нести ответственность за свои поступки, приучают к труду. Приоритет отводится дисциплине, послушанию, подобающему внешнему виду и подчинению правилам и порядкам.
Японские ученицы средней школы в формеФото из Википедии
В Японии и не только
Макото Шичида уже больше двадцати пяти лет популярен в Японии и во многих других странах. Ещё в 1978 году он создал компанию, которая занимается организацией обучения детей по методике, разработанной самим профессором.
Интересно, что начать заниматься с ребёнком по этой системе никогда не поздно. Даже взрослые могут достичь хороших результатов. Возможно, именно поэтому она очень популярна. О широте распространения идей профессора говорят такие факты: в самой Японии уже более пятисот школ работают по его системе. Да и в Китае, США, Канаде и даже Австралии таких учебных заведений немало.
Выделяет методику Шичиды из огромного количества других ещё и то, что обучение по ней даёт прекрасные результаты в случаях, если дети «особенные». Занимаясь по этой системе, малыши с синдромом Дауна и аутизмом успешно осваивают не самую простую программу и добиваются значительных успехов.
Ребенок – бог
До 5 лет, согласно принципам икудзи, ребенок – это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.
С точки зрения европейских и американских родителей – это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А все потому, что в ее основе лежат:
- личный пример;
- и обращение к чувствам.
В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения, было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.
Американки шли другим путем. Прежде чем, начать стоить они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.
Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющий» тип родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.
При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам – своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, «амаэ» просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.
Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».
Таким образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ Я-«хороший» – воспитанный и любящий родителей.
Система воспитания в Японии.
Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.
Икудзи – взгляд со стороны европейцев
А теперь давайте посмотрим, как видят японскую систему воспитания детей европейцы с их менталитетом.
Сама система Икудзи действительно подразумевает три периода в жизни ребенка.
- От рождения до пяти лет – император. В представлении родителей европейцев или американцев, в этот период малыша всячески холят и лелеют, позволяя ему даже командовать родителями и вытворять все, что хочется. Считается, что так дитя станет более уверенным в себе и ценил себя как личность. Мама в этот период редко отпускает его далеко от себя, спит вместе с ним, кормит чуть ли не из рук и выполняет все его «хочу». Папа же много работает и занимается детьми только по выходным.
- С пяти до пятнадцати лет начинается период «рабства». Практически в прямом смысле этого слова на деток в Японии смотрят как на слуг. И если для мамы ребенок остается все еще под присмотром и обожанием, то для общества он начинает трудиться с младших классов школы. Дисциплина, беспрекословное подчинение старшим и равенство с остальными сверстниками – в этом и заключается система школьного воспитания. При этом оно проходит строго по гендерным признакам. К мальчикам (даже в семье) предъявляются очень строгие требования, а внеклассное обучение и специальные дополнительные занятия в школе готовят их к серьезной деловой жизни и успешной карьере. Мальчики – добытчики. Девочкам же преподают дисциплины, связанные с ведением домашнего хозяйства, приготовлением еды. Их готовят быть достойными женами и матерями.
- После 15 лет наступает эра «равенства». Подростки считаются уже равными взрослому и даже пожилому человеку. Но, как уже выше было сказано ранее, равенство по-японски – вещь относительная. С младенчества ребенок знает, что существует иерархия не только внутри семьи, где отец – хозяин, но и внутри всего японского общества.
Для японцев навлечь на себя осуждение общества – значит стать изгоем. Становясь «равным», подросток должен тщательно следить за своим поведением, словами и поступками, чтобы не ошибаться и не быть отлученным от общества и от семьи. Если такое происходит, то это считается катастрофой. И немногие японцы способны справится со стрессом из-за такого вот «отлучения».
Минусы японской системы воспитания
Как видим, не все так просто и радужно в системе икудзи. Да, малыши растут в большой любви, что повышает их шансы на то, чтобы стать успешным и преуспевающим. Но, к большому сожалению, дети, которые до пяти лет не слышат слова «нет», «нельзя» и растут в тепличных условиях, где их ограждают от всяческих опасностей и неприятностей, не смогут, по мнению большинства психологов, вырасти в психически здоровую личность. Они просто не будут уметь справляться со стрессами. Недаром именно в Японии один из самых больших процентов самоубийств подростков в мире.
Дети, воспитанные в условиях, созданных искусственно в рамках традиционности и не имеющие запретов, просто не будут иметь ориентиров и границ. А представьте, если малыш будет воспитываться таким образом в России? Гиперопека мамы – это явно не тот случай, который приведет инфантильного ребенка к успешности.
Еще один принцип японцев «быть как все», то есть равным всем, будет явно мешать личностному росту. Да, традиционно в рамках японского общества этот принцип, возможно, работает. Но он не позволяет выйти из этого общества дальше. Японцы трудолюбивы, послушны, вежливы и терпеливы, но они плохо воспринимают чужие правила и чужую культуру, плохо адаптируются вне рамок своего общества (не считая тех, кто вырос в другой стране и с другим менталитетом).
Зацикленный на себе японец очень плохо переживает увольнение или другие ситуации, связанные со стрессом и нестабильностью.
Из воспитательной системы Икудзи есть смысл взять такие вещи, как уважение к старшим, умение терпеливо переносить критику, умение учиться у других и быть частью общества, умение быть примером для своих детей и бережное отношение к вещам и к людям.
Потеря индивидуальности
Японцы славятся своей сдержанностью и любовью к труду. Но какие последствия есть у воспитания, которое внушает человеку коллективное сознание? Персона теряет свою индивидуальность. Человек не может думать в отрыве от окружающих. Он всегда будет поддерживать мнение толпы, так как не будет в состоянии сформировать свою мысль. С экранов телевизоров и из уст матери будет литься одна и та же программа. Все это похоже на «Дивный новый мир» Хаксли. Люди становятся идеальными работниками, которым правительство создает иллюзию жизни по выходным. Всех, кто не вписывается в стандартные рамки, стараются принизить и морально сломать. А те люди, которые не поддаются такому прессингу, занимают руководящие посты. Но к сожалению, в Японии очень малый процент населения может свободно мыслить. Благодаря установкам, которые каждый день звучат отовсюду, и беспрекословному поклонению старшим, сложно понять свои истинные желания и ценности. Вырваться из порочного круга у взрослого человека шанса нет. Человек не может сменить место работы в 30 лет, так как в учебное заведение ему дорога закрыта, а без образования на другую должность претендовать нельзя. Уйти из семьи японцы тоже не могут. О разводе никогда речь не идет. Если семья надоела, то один из партнеров будет изменять другому. Даже если супруг узнает о связи второй половинки, сделать он ничего не может. Так что единственный вариант – это закрыть глаза на подобные «неприятности». Кстати, политика созерцания тут очень подходит.
Японцы давно заметили огрехи в системе, но изменить многовековые традиции в одночасье нельзя. Тем более воспитание приносит плоды. Несмотря на то, что моральное настроение японцев поднимается только за счет иллюзии счастья, заводы работают как часы. Люди полностью отдаются своей работе и в случае надобности живут на ней. Япония — одна из самых развитых стран, так как каждый человек душой и сердцем переживает за деятельность предприятия, на котором работает. Подобная система воспитания пока работает, но уже дает трещины. Японцы смотрят на жителей Запада с завистью. Там личности могут проявлять свою индивидуальность в различных формах, у японца таких привилегий нет. Даже самовыражение через одежду – это сомнительная идея. Одеваться следует так же, как все, иначе есть шанс, что человека засмеют.
Японцы часто идут работать сразу после школы
Высшее образование в Японии платное. Некоторые мои одноклассники хотели поступить в университет в Саппоро — это крупный город на Хоккайдо (самый северный остров). Но сделать это трудно, особенно если живешь в небольшом городке. Поэтому чаще после школы японцы начинают искать работу.
Чтобы устроиться в компанию, нужно пройти собеседование. Дети, которые решили, что не пойдут в университет, начинают готовиться к нему заранее — в старшей школе. Когда они приходят на собеседование, называют свой порядковый номер, имя, фамилию, школу, из которой прибыли, и возраст. Если они понравятся, то работодатель проводит для них спецкурс. После этого они становятся помощниками, но потом могут пойти на повышение. Карьера для японца важнее, чем семья. Многие даже женятся или выходят замуж для галочки, чтобы их больше уважали на работе.
В Японии важна преемственность. Если ты сын врача, то по праву рождения обязан стать врачом (медики в Японии зарабатывают больше всех). Родители, конечно, помогут получить высшее образование — скорее всего, в Токийском университете. Бывают, конечно, исключения, когда дети врачей хотят стать, например, писателями, но такое обычно не одобряется. Есть целые семьи, которые выступают в театрах кабуки. Это еще одна профессия, которая в Японии передается по наследству. Она считается очень престижной, поэтому мальчики с детства учатся в частных, элитных школах.
Узнать, как стать студентом AFS, вы можете на официальном сайте организации.
Все начинается с семьи
Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома
Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных
Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного.
Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.
Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности — научиться работать в группе, жить интересами коллектива.
Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день.
Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп.
Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.
Самым суровым наказанием для маленького японца является противопоставление го группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.
В Японии очень низкий уровень преступности
В Японии очень низкий уровень преступности, что, безусловно, является основной причиной, по которой родители чувствуют себя уверенно, отправляя своих детей в одиночку. Но небольшие городские пространства и культура пешеходного и общественного транспорта также способствуют безопасности и, возможно, не менее важна для ощущения безопасности обычными жителями.
В японских городах люди привыкли гулять везде пешком, а поездки на общественном транспорте превосходят индивидуальные на автомобиле. В Токио половина всех поездок совершается на поезде или автобусе, а четверть пешком. Водители привыкли разделять дорогу и уступать пешеходам и велосипедистам.
Мачеха Кайто говорит, что она не позволила бы 9-летнему ребенку одному ездить на метро в Лондоне или Нью-Йорке, только в Токио. Это не значит, что Токийское метро не подвержено риску. Например, сохраняющаяся проблема женщин и девочек, которые подвергаются преследованию чиканов, привела к тому, что начиная с 2000 года на отдельных линиях появились вагоны только для женщин. Тем не менее многие городские дети продолжают ездить на поезде в школу и выполнять поручения в своем районе без пристального надзора родителей.
Просмотры: 6 153
Восприятие мира
В отличие от европейских жителей, японцы имеют другие ценности. Люди не гонятся за славой или карьерой, они стараются быть ближе к природе. Основная задача японского воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка наслаждаться красотой этого мира. Люди могут часами любоваться красотой цветка или же целый день провести в саду с цветущей сакурой. Природа издревле служит для японцев источником вдохновения. Родители приучают детей поклоняться ей.
Малыши вместе с родителями выезжают на природу каждую неделю. Люди любуются красотой окрестностей, обедают и проводят время вдали от цивилизации и интернета. Достаточно вспомнить об устройстве японских садов, и человеку станет все понятно относительно Страны восходящего солнца. Камни в садах расставлены не по какой-то хитроумной системе, они лежат там, где художник их положил, так как ему показалось, что здесь камень будет смотреться наиболее гармонично. Люди не пытаются извлечь из всего, что их окружает, выгоду. Они учатся познавать красоту через созерцание. Этот навык помогает детям, а также взрослым снимать душевное напряжение и очищать сознание. Именно в минуты любования прекрасным человек может побыть наедине с собой, а не под вечными взглядами окружающих.
В заключение
У взрослых и студентов есть возможность добровольно участвовать в жизни сирот по всей Японии. Многие местные детские дома открыты для проведения мероприятий для детей. Еще одно преимущество волонтёрства заключается в том, что многие иностранцы имеют возможность участвовать в жизни японского общества, в которой заинтересованы не так много японских граждан. Волонтерская работа может быть чем угодно: преподаванием английского языка, походом в аквариум или просто игрой.
Положение японской молодежи, не имеющей дома и стабильных семей, в настоящее время все больше выдвигается на первый план. Хотя дети в японских приемных семьях и учреждениях часто упускаются из виду, в будущем это изменится благодаря НПО, японскому правительству и отдельным лицам, желающим помочь улучшить жизнь тех, кто нуждается в помощи.